Больше историй

28 февраля 2013 г. 20:16

2K

Будучи воспитываемой в семье оголтелых атеистов, Библию я прочитала… Вообще, удивительно, что я ее прочитала. Уже когда твердо решила и стала выбирать в магазине, мама меня всеми силами оттаскивала от полок, уверенная, что там не иначе как собрание молитв-заклинаний, и что книга волшебным образом запудрит мне мозги и превратит в сектантку. Но меня ничто не остановило, хотя двигал мной, надо сказать, банальный интерес. Я сама была тогда воинствующей атеисткой.

Но вот книга была у меня, и читала я ее самым серьезным образом. Во всяком случае, пыталась. Не получилось: чем дальше, тем книга приводила меня в идиотский восторг и вызывала глупое хихиканье, а местами молчаливый шок. Почему? Честно сказать, я просто не ожидала такого обилия жестокостей и банально не понимала, как люди, читая и зная все это, могут бездумно отдаваться вере (сейчас я думаю совершенно иначе, но не суть). Наверное, меня веселил сам факт того, что люди этого не читали и не знают, а верят слепо.

Помнится, ехали мы в поезде, ехала с нами в купе почтенная такая дама, вся из себя правильного, образованнейшего вида, при этом, судя по комментариям различным, крестику и покупке икон, явно верующая. И вот я в очередной раз с преувеличенным восторгом говорю маме:
- Нет, ты послушай! Он наложницу выставил, и ее там до смерти изна… кхм… А потом «придя в дом свой, взял нож и, взяв наложницу свою, разрезал ее по членам ее на двенадцать частей и послал во все пределы…»
Женщина перебивает тоном а-ля «что за молодежь нынче»:
- Ой, что ты за ужасы читаешь! – и с укором смотрит на мою маму – мол, следить надо за дочуркой.
Я, ухмыляясь, повернула книгу обложкой к ней. Ее ошарашено-смущенное лицо надо было видеть!

Ветка комментариев


Вообще у меня в принципе за время жизни сложилось мнение, что, не познакомившись с образующей религию книгой, нельзя судить о самой религии, как и называть себя верующим. При этом саму книгу нужно читать непредвзято и внимательно, отбросив свои религиозные убеждения и взгляды, кем бы ты ни был, атеистом ли, верующим ли. Потому что восприятие с точки зрения "врага нужно знать в лицо" ничем не лучше "ооооо, я только на третьей странице, но как же это все великолепно". Только непредвзято пропустив через себя великую книгу - а Библия, несомненно, таковой является, как и любая книга, сумевшая пройти тысячи лет и не исчезнуть - можно судить и о самой книге, и о том, что на ней основано. Именно о религии судить, а не о людях, которые в нее верят - людей вообще судить не стоит, в этом я абсолютно согласен с Христом. Например, я - единственный в семье нерелигиозный человек и при этом единственный из всей семьи, кто регулярно перечитывает Библию, просто потому что я вижу в ней художественную и нравственную ценность. Остальные мои родственники регулярно ходят в церковь, но Библию не читали. Но для меня это не повод обвинять их в невежестве - они верят, им так легче, мне легче по-другому.


Извините, а можно уточнить, какую именно нравственную ценность вы видите в Библии?


Конечно, можно). Чтобы лучше ответить на вопрос, позвольте, кратко опишу один разговор с моим учителем (словесность). Одна девушка говорила, что писать "нравственные" книги у воцерковленных людей получается лучше, чем у атеистов. Ее право было так считать, но мой учитель спросил ее, что считать нравственной книгой. "Вот, например, произведение, где проститутка и убийца читают Библию, но не наставляются на путь истинный - нравственная?". Девушка ответила, что нет. Учитель напомнил ей, что это "Преступление и наказание".
Может, история не совсем удачна к нашему разговору, но я всегда вспоминаю ее, когда говорят о нравственной ценности. Библия для меня не только хорошая книга, которую обыгрывали многие классики, но и книга, отдельные (отнюдь не все) части которой пробуждают желание к добру. Можно не верить, что Христос был Сыном Божьим, но то, что он говорил, приносит лично мне душевный покой, я понимаю, что следовать некоторым вещам, о которых говорил Христос, правильно. Не потому что я верующий, а потому что я человек, и хочу быть достойным этого звания. Отделение нравственного зерна, которое можно использовать в жизни, чтобы не причинять никому зла и страданий или помогать ближним, от ритуальной шелухи с покупками икон , питьем святой воды и другими интересными действами - вот для чего я читаю Библию.


Вот прямо хочется вас расцеловать за такие правильные и мудрые слова, плюс миллион.


Спасибо за эти слова, хоть я и не уверен, что мое мнение их достойно - я ведь не говорю ничего особенного, я всего лишь не хотел давать в обиду книгу, которая мне действительно нравится..) В Библии много хорошей, благотворной поэтики, которая успокаивает душу, но чтобы суметь услышать эту поэтику, мне кажется, нельзя допускать предвзятости ни в одну из сторон - ни в сторону раболепного подражания, которое превратит книгу в собрание догм, ни в сторону пренебрежения, когда все недостатки судятся слишком строго.


А вообще, как известно, нравственность - понятие относительное).
Чарльз Уибли, английский критик, однажды охарактеризовал рецензируемое произведение как безнравственный бульварный роман, которым будут зачитываться все самые развращенные и преступные слои Лондона.
И написал он это о "Портрете Дориана Грэя").