27 декабря 2022 г., 13:39

50K

«Смотрите, как они бегут»: театральный детективный роман

50 понравилось 0 пока нет комментариев 4 добавить в избранное

Новый детективный фильм, помимо прочего, является некоей импровизированной вариацией пьесы Агаты Кристи «Мышеловка».

«Мышеловка» Агаты Кристи – это самая долгоиграющая пьеса Вест-Энда. Впервые она была поставлена в 1952 году, и с тех пор эта оригинальная постановка шла без перерыва в одном и том же театре (за исключением обязательного четырнадцатимесячного перерыва, когда все театры Вест-Энда были закрыты из-за COVID). Этот спектакль посмотрело более десяти миллионов человек. А вот герои нового фильма «Смотрите, как они бегут» пока этого не знают. Действие фильма режиссера Тома Джорджа по сценарию Марка Чаппелла происходит в ночь сотого спектакля «Мышеловка» в 1953 году.

Ричард Аттенборо (Харрис Дикинсон) — главный актёр, играющий детектива. Его жена, актриса Шила Сим (Перл Чанда), также занята в спектакле, она играет одну из возможных подозреваемых. Представители Голливуда решают пойти ва-банк и снять киноадаптацию спектакля, что по контракту запрещено, пока с момента снятия пьесы со сцены не пройдёт шесть месяцев. И вот, когда все эти персонажи собираются на вечеринке в театре, чтобы отпраздновать очередной юбилей спектакля, одного из них убивают — его тело вытаскивают на сцену и оставляют, чтобы его там нашли. Вызывают детектива, начинается расследование, и начинается детектив внутри детектива.

Сделать стилизацию несложно, особенно если это касается известного текста популярного жанра, со множеством характерных черт. Но фильм «Смотрите, как они бегут» не просто заимствует сюжет «Мышеловки», но расследует тайну, во многом связанную с этой пьесой. Первоначально называвшаяся «Три слепых мышонка» (из-за мелодии, которую убийца использует, дразня свои жертвы), пьеса повествует о таинственном психопате, терроризирующем группу людей, собравшихся в загородном особняке.

В фильме обыгрывается сюжет «Мышеловки», но основной интерес направлен на историю создания пьесы. Всё очарование в том, что пьеса, эффект которой легко можно испортить спойлерами, на протяжении долгого времени восхищала многих. Сама Агата Кристи  давала ей всего восемь месяцев. Фильм ловко и остроумно переосмысливает политику адаптации и превращения пьесы в голливудский фильм, точно так же, как ставит под сомнение этичность оригинального гамбита Кристи: адаптация и превращение жуткой реальной криминальной истории в беззаботную пьесу (о чём современный зритель может не знать).

Почти все актёры вымышленные (за исключением Аттенборо), но они олицетворяют тех, кто оказывает коммерческое, формальное и интеллектуальное давление на художественные проекты, в частности на создание «Мышеловки» . Петула Спенсер (Рут Уилсон) — строгий импресарио, занимающаяся продвижением шоу, Мервин Кокер-Норрис (Дэвид Ойелоуо) — претенциозный сценарист, ответственный за сценарий, Лео Коперник (Эдриан Броуди) — бестолковый голливудский режиссер, надеющийся превратить этот сценарий в динамичный блокбастер. Джон Вулф (Рис Шерсмит) — продюсер, который хочет, чтобы пьесу как можно скорее экранизировали, и чтобы на этом можно было заработать деньги. Агата Кристи (Ширли Хендерсон) в основном сидит дома и слишком занята другими проектами, чтобы заниматься этим своим «кровавым творением».

В реальной жизни Кристи, как известно, меньше интересовало «убийство», чем «английское убийство» — то есть ситуации, которые, если их правильно подать, заставляли людей отказываться от закрепившихся в сознании факторов, таких как приличия, разум и сострадание. Естественно, перед детективами в «Мышеловке» и «Смотрите, как они бегут» стоит одна и та же задача: выяснить личность и мотивы убийцы. Но в фильме это сделано более творчески, чем может показаться. Детективы, раскрывающие убийство в «Мышеловке», — инспектор уголовной полиции Стоппард (Сэм Рокуэлл) и констебль Сталкер (Сирша Ронан), имеют противоположные подходы к расследованию такого рода преступлений. Они единственные свободные полицейские в Скотланд-Ярде, так как все остальные заняты расследованием дела серийного убийцы на Риллингтон-плейс (фильм представляет собой викторину для фанатов театра и кино, и это одна из таких изюминок: Аттенборо собирался приступать к роли Джона Кристи, серийного убийцы с Риллингтон Плейс, в киноадаптации этого реального дела «Риллингтон Плейс, дом 10»).

Стоппард (названный, предположительно, в честь драматурга Тома Стоппарда , написавшего пародию на «Мышеловку» — «Настоящий инспектор Хаунд» ) подходит к этой загадке как к реальному преступлению. Сталкер, которая только начала работать констеблем, нетерпеливая и скрупулёзная, подходит к этому делу так, будто читает детектив или смотрит пьесу. Она старательно наблюдает, развивает теории, делает предположения, в то время как унылый и помятый Стоппард следует от одной подсказки к другой. В некотором смысле, они соревнуются друг с другом в поисках ответа.

ЭТОТ ФИЛЬМ О ТОМ, КАК ЭТО ВЕСЕЛО БЫТЬ ЗРИТЕЛЕМ, ПЫТАЮЩИМСЯ РАСКРЫТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВМЕСТЕ С ГЛАВНЫМ СЫЩИКОМ.

Как известно, «Мышеловка» заканчивается тем, что детектив Троттер обращается к зрителям и сообщает им, что они «сообщники» постановки; они не должны говорить ни слова о личности убийцы, чтобы никому не испортить просмотр. Фильм несколько раз останавливается на этом моменте сценария, давая понять, что его центральный тезис касается отношений между детективами и их зрителями, а не между сценарием и исходным текстом.

Действительно, усердная и подкованная в поп-культуре Сталкер явно представлена как «аудитория» (этакий диванный… или аудиторный детектив, если хотите), а Стоппард — традиционный следователь; это фильм о радостном опыте зрителя, пытающегося раскрыть преступление вместе с главным сыщиком. «Смотрите, как они бегут» — это не просто восторженное театрализованное представление, рассказывающее об удовольствиях хорошего детектива или отдающее дань уважения Агате Кристи, или даже примеряющее на себя ее клише перед зеркалом. Фильм, наполненный откровенным параллелизмом, подражанием и метатеатральностью, знающими взглядами, ломанием четвёртой стены, бесчисленными шутками и обильным фарсом (последнее благодаря лёгкому на подъём Рокуэллу), действительно веселит. Но, в конечном счете, это очень организованная вещь, объединяющая как минимум семьдесят лет истории и преклонения в очень умное прочтение того, что значат для нас детективы и как они нам дороги.

«Смотрите, как они бегут» — это адаптация, вовлечение и самобытность. Кому принадлежит загадка? Кто имеет на неё право? Кому она принадлежит в более личном смысле? Несмотря на все копание в архивах и философствование, фильм длится 98 минут, и он настолько практичен и эффективен в своих повествовательных усилиях, что вам нет необходимости быть знакомым с «Мышеловкой» , чтобы оценить его (хотя вам будет интереснее, если вы уже смотрели её). И вам не нужно ничего знать о детективах или проявлять к ним интерес заблаговременно. Если уже знакомы с этой темой, то вы в хорошей компании, а если нет, то знакомство с ней в такой компании вас только порадует.

Фильм визуально ярок и очень хорошо срежиссирован, а визуальные эффекты там балансируют на грани китча только тогда, когда это уместно. Но лучшее в фильме — это актерская игра. Актерский состав привносит волнующую, слегка драматичную энергетику, которую вы надеетесь увидеть в популярных спектаклях. Но Ронан, играющая честного, энергичного и искреннего констебля Сталкер, особенно запоминается в фильме. Её волнение по поводу всей ситуации призвано усилить наше собственное напряжение при разгадывании самой главной загадки при расследовании убийства.

«Если вы видели один, вы видели их все», — говорит Коперник о детективах, которые ему совсем не нравятся. Но у фильма к этому другое отношение, которое больше похоже на «если вы видели один, вы, вероятно, очень хорошо провели время».

Оливия Рутиглиано (Olivia Rutigliano)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
50 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также