4,1

Моя оценка

Мастер Абрагам Лисков, фокусник и чудотворец при дворе карманного княжества, во время устроенного им фантасмагорического праздненства спасает от утопления котенка. Мурр учится понимать язык рода двуногих, постигает грамоту и поглощает обрывки знаний из стариных фолиантов со стола маэстро, чтобы, наконец, поступить в услужение Иоганнесу Крейслеру.
Воспринимающий людской разум как способность совершать обдуманные поступки, одареннейший из котов пером и чернилами перелагает на бумагу свою биографию и взгляды на мир, используя в качестве промокательной бумаги странички жизни мятежного музыканта.
Цикл: Крейслериана, книга №3

Лучшая рецензия на книгу

Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 июня 2024 г. 23:53

134

4 «Крейслериана» + «мурриана»

Еще один должок с времён универа закрыт. Во время учебы ограничилась лишь короткими рассказами Гофмана, теперь вот наверстала упущенное.

Немецкий романтизм, в котором всё загадочно, тонко, исполнено неподражаемой иронии и разочарования в жизни. А еще музыки, которую романтики считали совершеннейшим видом искусства.

Действие разворачивается в крошечном «карманном» государстве князя Иринея, которое он может обозревать целиком и полностью в подзорную трубу с бельведера своего дома. Собственно, княжества уже и нет, его давно присоединили к другому государству, но все делают вид, что всё идёт по-прежнему. Сам князь – человек недалёкий и безвольный. Дети совсем не радуют папашу: дочь, принцесса Гедвига, подвержена припадкам страха и меланхолии, принц Игнатий – совершенный кретин, так и не…

Развернуть

Полное название романа
"Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах". В оригинале это выглядит так: "Lebens-Ansichten des Katers Murr nebst fragmentarischer Biographie des Kapellmeisters Johannes Kreisler in zufälligen Makulaturblättern".

"Житейские воззрения кота Мурра" как роман-рапсодия
В XIX веке традиционным для романа продолжало считаться хронологически последовательное повествование, преимущественно биографического типа. «Но о столь прекрасном хронологическом порядке нечего и мечтать, — иронически сетует Гофман, — когда в распоряжении несчастного рассказчика имеются лишь сообщенные изустно отдельными крохами сведения…»
Итак, Гофман создает принципиально новый тип романной композиции, которой дает название рапсодической. В такой композиции, «вопреки кажущейся отрывочности, все же некая крепкая нить связует все ее части воедино». Перспективность такой формы в полной мере подтвердилась в литературе XX века.

Рапсодия — музыкальное произведение, написанное в свободном, «импровизационном» стиле. Для рапсодии характерно чередование разнохарактерных эпизодов на народно-песенном материале. Оно словно воссоздаёт исполнение древнегреческого певца-рапсода. В XIX веке этот жанр как раз возрождается под влиянием эстетики романтизма с присущим ей интересом к фольклору.


Крейслер как alter ego Гофмана
Образ Иоганнеса Крейслера был создан в 1810 году — за 9 лет до первой публикации романа — в очерке "Музыкальные страдания капельмейстера Крейслера", который можно считать литературным дебютом Гофмана. Конечно же, он принадлежит к миру энтузиастов, он весь — воплощение представлений автора об "идеальном художнике". Чтобы показать, как огромна и непреодолима пропасть между людьми искусства и филистерами, преданными рутине, все герои произведения изображены с использованием гротеска. Крейслер — герой однозначно положительный, но он подчеркнуто ненормален, подчеркнуто иррационален, непоследователен и неорганизован, словом, никак не предназначен для обывательской жизни.

Кошачье авторство как выражение самоиронии
Образ кота Мурра принципиален и важен для творчества Гофмана: это и травестия образа романтического гения, и способ сатирически оттенить любимого героя Крейслера, истинного романтика и истинного избранника, ведь ученый кот не погнушался использовать листки из дневника музыканта как промокательные.

Композиция романа представляет собой две независящие друг от друга сюжетные линии — «автобиография» кота Мурра и история жизни при дворе в карликовом немецком княжестве капельмейстера Иоганнеса Крейслера.

Как предупреждает с первых строк вымышленный издатель книги, предлагаемая книга является исповедью учёного кота Мурра, являющегося одновременно и автором, и героем. Однако, при подготовке книги к печати произошёл конфуз: когда к издателю стали поступать корректурные листы, то обнаружилось, что записки кота Мурра постоянно перебиваются обрывками совершенно постороннего текста. Оказалось, что кот, излагая свои житейские воззрения, рвал на части первую попавшуюся ему в лапы книгу из библиотеки хозяина, чтобы использовать выдранные страницы "частью для прокладки, частью для просушки". Под кошачьи лапы попало жизнеописание Иоганнеса Крейслера и по небрежности наборщиков эти страницы тоже были напечатаны.

Таким образом, жизнеописание гениального композитора представлено как макулатурные листы в кошачьей биографии.

Эстетика романтизма в "Житейских воззрениях"
Главная особенность эстетики романтизма состояла в отказе от принципа мимесиса (подражания природе), который считался основой любого искусства. По мнению теоретиков романтизма, в творческой сфере должна править фантазия, т.е. воля творческой личности. Художник не должен подчиняться никаким правилам, над ним нет законов. Он творит по собственному произволу. Такое привилегированное положение творца проистекало из представления об иррациональном постижении мира как более глубинном, нежели познание с помощью разума. Сама поэзия при этом воспринималась романтиками как некий "иероглиф" всего существующего, а поэт был хранителем эзотерического знания, недоступного простым смертным. Художественное творчество мыслилось романтиками как самовыражение художника и отражение сущности самой жизни, "просветлённое фантазией и любовью" (Ф. Шлегель). Искусство, таким образом, считалось высшей формой познания.
Парадокс в том, что Крейслер, романтический герой, живет в мире обывателей-филистеров, а не где-то в возвышенных сферах, он вынужден искать пристанище, творить не ради самого искусства, а в качестве профессии. Таким образом, происходит столкновение иррационального мира чувственного познания с прозаической реальностью.

Форма: роман

Оригинальное название: Lebens-Ansichten des Katers Murr nebst fragmentarischer Biographie des Kapellmeisters Johannes Kreisler in zufälligen Makulaturblättern

Дата написания: 1822

Перевод: Д. Каравкина, В. Гриб

Язык: Русский (в оригинале Немецкий)

Рецензии

Всего 101
Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 июня 2024 г. 23:53

134

4 «Крейслериана» + «мурриана»

Еще один должок с времён универа закрыт. Во время учебы ограничилась лишь короткими рассказами Гофмана, теперь вот наверстала упущенное.

Немецкий романтизм, в котором всё загадочно, тонко, исполнено неподражаемой иронии и разочарования в жизни. А еще музыки, которую романтики считали совершеннейшим видом искусства.

Действие разворачивается в крошечном «карманном» государстве князя Иринея, которое он может обозревать целиком и полностью в подзорную трубу с бельведера своего дома. Собственно, княжества уже и нет, его давно присоединили к другому государству, но все делают вид, что всё идёт по-прежнему. Сам князь – человек недалёкий и безвольный. Дети совсем не радуют папашу: дочь, принцесса Гедвига, подвержена припадкам страха и меланхолии, принц Игнатий – совершенный кретин, так и не…

Развернуть
Avisha

Эксперт

Предвзятый, вам не понравится

7 июня 2024 г. 18:11

42

3 07.06.2024

История политических бурь Германии - глазами умного кота-конформиста, философа и неистребимого эпикурейца. Тонкая ирония и откровенно злой сарказм. Блестящее знание человеческой и кошачьей натуры. Роман, который по-прежнему остается не только смешным, но и весьма, весьма актуальным…

Если бы не эти строки, я бы более благосклонно отнеслась к данному произведению. Ибо ни ума у данного кота, ни политических бурь в Германии, ни тонкой иронии, ни актуальности я разглядеть не смогла. Написанный невероятно патетическим тоном рваное повествование, создающее ощущение, что безумен не только Крейслер, но и сам читатель. Возможно, мне не хватает классической начитанности для того, чтобы принять всю гениальность данного произведения. Однако я - это я, и я осталась разочарована. Глупые любовные…

Развернуть

Подборки

Всего 417

Издания

Всего 15

Популярные книги

Всего 764

Новинки книг

Всего 241