Евгений Вячеславович Туинов — прозаик; член Союза писателей СССР (России) с 1986 года. Депутат Государственной думы I созыва от фракции ЛДПР с 1993 по 1995 год.
Отец — учитель русского языка и литературы в школе. Мать — инженер-электрик.
С детства увлекался литературой, окончил школу комсомольского корреспондента и детскую художественную школу в городе Орле, был членом ЛИТО и кинорежиссёром-любителем.
В 1976 году окончил кинооператорский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская профессора А. В. Гальперина) по специальности «кинооператор». Работал кинооператором киностудии «Леннаучфильм» (1976—1981), затем редактором издательства «Детская литература» (1981—1986), издательства «Советский писатель» (1986—1987).
В 1989 году окончил Высшие литературные курсы литературного института им. А.М. Горького, после чего продолжил редакторскую деятельность: заместитель главного редактора журнала «Ленинградская панорама» (1989—1990), главный редактор кинофирмы «Бармалей» (ассоциация «Ленфильм»; 1990—1991). В 1991—1992 годах — ответственный секретарь Ленинградской областной писательской организации.
С 1992 года — соучредитель и научный консультант журнала «Дамы и господа», с 1993 года заведовал отделом юридической информации «Юридической газеты».
С декабря 1993 года депутат Государственной Думы первого созыва (избран по общефедеральному округу ЛДПР): входил во фракцию ЛДПР, состоял членом Комитета Государственной Думы по геополитике, Комитета по образованию, культуре и науке (до 17 февраля 1994).
В 1995 году баллотировался в Государственную Думу второго созыва; избран не был.
C 1994 г. — секретарь Союза писателей России.
В 2010-е годы — бизнесом.
Первые рассказ «Петина жизнь» был опубликован в 1974 году в областной газете «Орловская правда». Художественные произведения публиковал в журналах «Искорка», «Семья и школа», «Костёр», «Звезда», «Звезда Востока». Как публицист печатался в газетах «Московский литератор», «Завтра», «Россиянин», в журналах «Костёр», «Ленинградская панорама», «Аврора», «Детская литература».
Своими наставниками Е. Туинов считал кинорежиссёра А. А. Тарковского, литературного критика и литературоведа Ю. И. Селезнёва, писателя В. С. Пикуля.
В начале творчества придерживался традиций реалистического письма; в дальнейшем детали бытовой жизни изображаемых им персонажей стали обогащаться внутренней символикой.
Роман «Человек бегущий» (1987) вызвал не только читательский интерес, но и критику либерального лагеря; спор нередко переходил в политическую плоскость. Критика говорила о «парадоксальной символичности» зрелых произведений Туинова («Человек бегущий», «Вертеп»). Е. Туинов выделяется острой проблематичностью своего взгляда не только на обстоятельства общественной жизни, но и на психологию нашего современника, что особенно видно при чтении его полемических заметок о работе в Государственной думе — «Злая книга. Думские дни» (1995, 2004), где проявился талант автора как политического публициста и социального сатирика. С этим произведением перекликается снятый Е. Туиновым документальный фильм «Дума», не вышедший на большой экран.
Роман «Человек бегущий» переведён на чешский язык.
Евгений Вячеславович Туинов — прозаик; член Союза писателей СССР (России) с 1986 года. Депутат Государственной думы I созыва от фракции ЛДПР с 1993 по 1995 год. Отец — учитель… Развернуть
Марина Кретова - советский прозаик, поэт и автор текстов песен.
Родилась в Москве. Закончила МГУ им. Ломоносова, факультет журналистики. Автор книг прозы, многочисленных журнальных публикаций и текстов песен, исполняемых звёздами российской эстрады. Член Союза Писателей РФ с 1988 года. Лауреат премий в области литературы.
С 2017 года проживает в Аделаиде. Основатель и руководитель литературной студии «Ловец слов».
Марина Кретова - советский прозаик, поэт и автор текстов песен. Родилась в Москве. Закончила МГУ им. Ломоносова, факультет журналистики. Автор книг прозы, многочисленных… Развернуть
Виктор Фёдорович Кирюшин (род. 17 октября 1953 года, Брянск, СССР) — российский журналист, поэт, переводчик, эссеист, книгоиздатель, редактор.
Печатается с 1977 года в журнале «Пионер».
В 1982 году заочно окончил факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.
В 1981—1983 годах — редактор газеты «Брянский комсомолец».
В 1983—1986 годах работал в ЦК ВЛКСМ.
В 1986—1996 годах — заместитель главного редактора, затем главный редактором издательства «Молодая гвардия».
С 1989 года — член Союза писателей СССР.
С 1992 года — член Союза писателей России. Член Союза журналистов России.
В 1996—1998 годах — главный редактор журнала «Очаг». Заместитель ответственного редактора издательского дома "Сельская новь".
В 1998—2013 годах — главный редактор журнала "Сельская новь".
Печатается в журналах «Москва» , «Наш современник» , «Сельская молодёжь» , «Нева», «Подъём», «Молодая гвардия», “Смена”, “Континент”, “Сибирские огни”, «Новая Немига» (Белоруссия), «Простор» (Казахстан), альманахе «День поэзии» газетах Литературная газета
Переводил с украинского, серболужицкого, грузинского языков по подстрочникам и общаясь с авторами.
Виктор Фёдорович Кирюшин (род. 17 октября 1953 года, Брянск, СССР) — российский журналист, поэт, переводчик, эссеист, книгоиздатель, редактор.
Печатается с 1977 года в журнале… Развернуть
Александр Иванович Стовба — Герой Советского Союза, участник Афганской войны (1979—1989). Лейтенант, командир мотострелкового взвода 66-й отдельной мотострелковой бригады 40-й армии в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. После гибели также получил известность как поэт — автор стихов преимущественно военной тематики на русском языке. Как литератор посмертно был удостоен премии Ленинского комсомола.
Родился 19 июля 1957 года в Днепропетровске. Вскоре семья переехала в Днепродзержинск, где его родители работали на коксохимическом заводе. Окончил 10 классов. Неудачно пытался поступить в военное училище. В 1975 году всё же сумел поступить в Киевское высшее общевойсковое командное училище имени Фрунзе. С 1978 года член КПСС. С января 1980 года лейтенант Стовба служил в Афганистане. Был командиром мотострелкового взвода в составе 66-й отдельной мотострелковой бригады. 29 марта 1980 года его взвод был окружён в районе населённого пункта Серан (провинция Кунар). Получив ранение в ногу, лейтенант Стовба остался прикрывать отход своего подразделения и погиб.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в республике Афганистан, лейтенанту Стовбе Александру Ивановичу присвоено звание «Герой Советского Союза» посмертно.
Похоронен на кладбище города Днепродзержинска.
Уже после своей смерти Александр Стовба получил известность как поэт. В 1981 году в Днепропетровске был издан первый сборник его стихов «Песня грозы сильней». В 1982 году вышел сборник в Москве. В 1984 году Стовба был посмертно принят в Союз писателей СССР.
Александр Иванович Стовба — Герой Советского Союза, участник Афганской войны (1979—1989). Лейтенант, командир мотострелкового взвода 66-й отдельной мотострелковой бригады 40-й… Развернуть
Михаил Васильевич Андреев — известный русский поэт-песенник, член Союза писателей России.
Михаил Андреев учился в Подгорненской средней школе. Окончил в 1976 году Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТИАСУР). Выпускник Высших литературных курсов (Москва, 1985). Живёт в Томске.
Песни на стихи Андреева исполняют группы «Любэ», «Иванушки International», «Белый орёл», «Золотое кольцо», «Фабрика», «Корни», а также Вячеслав Добрынин, Михаил Шуфутинский, Влад Сташевский, София Ротару, Александр Малинин, Дима Билан, Катя Огонёк и др. Из наиболее известных песен на его стихи можно отметить «Отчего так в России берёзы шумят?», «Трамвай пятёрочка», «Главное, что есть ты у меня», «Самоволочка» («Любэ»), «Тополиный пух» («Иванушки International»), «Потому что нельзя быть красивой такой» («Белый орёл») и многие другие.
На стихи М. Андреева сочинил свой последний камерно-вокальный опус один из крупнейших русских композиторов-симфонистов ХХ в. Н.И. Пейко (Вокальная сюита "Люди, земля и небо" для высокого голоса и фортепиано).
Михаил Васильевич Андреев — известный русский поэт-песенник, член Союза писателей России. Михаил Андреев учился в Подгорненской средней школе. Окончил в 1976 году Томский… Развернуть
Михаил Николаевич Щукин - член Союза писателей РФ, лауреат премии Ленинского комсомола, редактор журнала "Сибирская горница".
После восьмилетки поступил в Новосибирский книготорговый техникум, откуда после второго курса перевелся на заочное отделение. В семнадцать лет стал сотрудником районной газеты в рабочем поселке Сузун. Служил в армии на Северном Урале, работал в Новосибирской областной газете и собственным корреспондентом журнала «Огонёк» по Западной и Восточной Сибири. Закончил Высшие литературные курсы. Живет в Новосибирске.
Михаил Щукин - участник Седьмого Всесоюзного совещания молодых писателей. Автор книг «Посидели, поговорили» (1980), «Дальний клин» (1982), «Оборони и сохрани» (1987).
Роман «Имя для сына» был отмечен премиями имени Н.Островского и Ленинского комсомола.
Роман «Конокрад и гимназистка» был издан в 2008 году.
Михаил Николаевич Щукин - член Союза писателей РФ, лауреат премии Ленинского комсомола, редактор журнала "Сибирская горница".
После восьмилетки поступил в Новосибирский… Развернуть
Сергей Трофимович Алексеев – современный русский писатель национал-патриотического направления, филолог, исследователь истории России и русского языка.
Родился 20 января 1952 года в посёлке Алейка Зырянского района Томской области. С детства, буквально с пятилетнего возраста, начал заниматься охотой и рыбалкой. Учился в школе, находившейся в семи километрах от дома, куда приходилось ежедневно добираться пешком.
Закончив 8 классов пошёл работать молотобойцем в кузницу промкомбината, продолжая учиться в вечерней школе. В 1968 году поступил в Томский геолого-разведочный техникум. Ночами подрабатывал на конфетной фабрике. В 1970 году ушёл в армию добровольцем, служил в батальоне особого назначения в городе Москве, охранял объекты третьего спецотдела Министерства Финансов СССР. Демобилизовался в 1972 году в звании старшего сержанта и продолжил обучение в техникуме, периодически выезжая на практику в полевые поисковые отряды. После окончания учёбы в 1974 году уехал работать геологом в полярную экспедицию на Таймыр.
Через год вернулся в город Томск и поступил на службу в милицию, стал работать инспектором уголовного розыска, получил звание лейтенанта. Одновременно поступил учиться заочно на юридический факультет Томского Государственного Университета.
Впервые написал рассказ в 1976 году, но сам того испугался и сжёг его, дабы удержаться от соблазна.Тем не менее, год спустя вновь потянуло к литературе и уже очень серьёзно. В результате в 1977 году уволился из милиции, бросил университет и с головой погрузился в мир творчества, начал писать рассказы и повести. Однако, денег на жизнь не хватало, приходилось вновь совмещать писательский труд с разными профессиями. С 1978 и последущие несколько лет работал в Томской комплексной геолого-разведочной экспедиции, в Томской областной газете «Красное Знамя» корреспондентом отдела нефтегеологии и строительства и даже техником в НИИ Высоких Напряжений. В то время его опять потянуло в странствия: по старообрядческим скитам, по Северному и Приполярному Уралу и другим загадочным местам. Это были вольные экспедиции в одиночку, возможно поэтому удавалось увидеть больше и глубже. В скитаниях для него произошло множество невероятных открытий, он глубоко увлёкся таинством магии русского языка и археологией слова, что в последствии отразилось в таких романах, как «Слово», «Сокровища Валькирии», «Волчья хватка» и пр.
В 1985 году за роман «Слово» получил премию Ленинского Комсомола, а в 1987-м премию ВЦСПС и Союза Писателей СССР за роман «Рой». Позже, в 1995 году уже в постсоветское время удостоен премии имени М.А.Шолохова за роман «Возвращение Каина», и совсем недавно, весной 2009 г. стал лауреатом премии Кузбасса за роман-эссе "Россия: Мы и мир".
Детское увлечение охотой оказалось страстью на всю жизнь. Каждую весну, как только запоют на токах глухари, или осенью, когда затрубят на гону лоси, пробуждается неистребимый охотничий инстинкт.
А ещё одно увлечение – строительство. Построил собственноручно пять домов, около десятка бань, часовню на могиле матери и деда, сложил шесть русских печей, в том числе одну глинобитную и два камина. Пробовал себя в живописи, драматургии, музыкальном продюсировании и многом другом. В настоящее время одновременно с созданием новых литературных произведений занимается историей и этимологией русского языка. В 2012 году основал издательство "Страга Севера"
Некоторые интересные факты биографии описаны самим автором в повести «Материк», в романе «Сокровища Валькирии. Правда и вымысел», а также в романе-эссе "Ох, Охота!"
Сергей Трофимович Алексеев – современный русский писатель национал-патриотического направления, филолог, исследователь истории России и русского языка. Родился 20 января 1952… Развернуть
Светлана Алексиевич — белорусская писательница, журналистка. Пишет на русском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.
Родилась 31 мая 1948 в Ивано-Франковске (Украина) в семье военнослужащего. Отец — белорус, мать — украинка. После демобилизации отца из армии семья переехала на его родину — в Беларусь. Жили в деревне. Отец и мать работали сельскими учителями.
После окончания школы работала корреспондентом районной газеты в Наровле, ещё в школе писала стихи и газетные заметки. В 1967 стала студенткой факультета журналистики Белорусского государственного университета в Минске. Во время учёбы несколько раз была лауреатом республиканских и всесоюзных конкурсов научных студенческих работ.
После университета была направлена на работу в Брестскую обл. — в районную газету. Работая в газете, одновременно преподавала в сельской школе. Через год её взяли на работу в Минск, в редакцию республиканской «Сельской газеты». А ещё через несколько лет она стала корреспондентом, а затем и заведующей отделом очерка и публицистики литературно-художественного журнала «Неман» (орган Союза писателей Беларуси).
Алексиевич пробовала себя, свой голос в разных жанрах — рассказы, публицистика, репортажи. Решающее влияние на её выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его известные книги «Я — из огненной деревни» и «Блокадная книга». Написаны они не им одним, а в соавторстве с другими писателями, но идея и разработка этого нового для белорусской и современной русской литературы жанра принадлежала ему. Адамович называл этот жанр по-разному, все время искал точную формулировку: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ, сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т. д. Всегда она называла его своим главным Учителем.
Сама Светлана Алексиевич обозначила однажды в интервью так главную идею своих книг, своей жизни: "Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке защитить? Чем мы можем его защитить".
В 1983 была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она лежала в издательстве и не печаталась, автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Такие обвинения в те времена считались серьёзными. Тем более, что за Светланой тянулась давняя слава антисоветчицы и дисседентски настроенной журналистки.
Но грянули новые времена. В 1985 книга «У войны не женское лицо» вышла почти одновременно в московском журнале «Октябрь», белорусском издательстве «Мастацкая лiтаратура», а затем в «Советском писателе», в «Роман-газете» и т. д. И в последующие годы она переиздавалась многократно — общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров. Книгу приветствовали известные писатели-фронтовики: Кондратьев, Бакланов, Гранин, Окуджава и многие другие.
В том же году вышла и вторая книга, которая тоже около года ждала своего часа — «Последние свидетели». Эта книга также много раз издавалась, отмечена многочисленной критикой, которая называла обе книги «новым открытием военной прозы».
В 1989 вышла книга «Цинковые мальчики». Чтобы написать эту книгу, Алексиевич четыре года ездила по стране, встречалась с матерями погибших солдат и бывшими воинами-афганцами. Сама побывала на войне, летала в Афганистан. После выхода книги, которая произвела в обществе эффект разорвавшейся бомбы, многие не простили автору развенчание героического военного мифа. На неё обрушились военные и коммунистические газеты. В 1992 в Минске был организован политический суд над автором и книгой «Цинковые мальчики». Но в защиту поднялась демократическая общественность, многие известные интеллектуалы за рубежом. Суд был приостановлен.
В 1993 вышла новая книга — «Зачарованные смертью». Это был рассказ о самоубийцах — о тех, кто покончил с собой или пытался покончить с собой, не выдержав исчезновения социалистических идей, социалистического материка. Те, кто уравнял себя с идеей, сжился с ней намертво. Кто не нашел в себе силы принять новый мир. Новую историю и новую страну.
В 1997 Алексиевич закончила и опубликовала книгу «Чернобыльская молитва». Она сначала была опубликована в журнале «Дружба народов», а потом в издательстве «Остожье».
Книги Светланы Алексиевич издавались не только в России, но и за рубежом — в Америке, Германии, Англии, Японии, Швеции, Франции, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии и т. д. Всего в 19 странах мира. Она — автор сценариев 21 документального фильма. И трёх театральных пьес. Во Франции, Германии, Болгарии ставились спектакли по её книгам.
Алексиевич называют «блестящим мастером художественно-документальной прозы». В то же время иногда встречаются и критические мнения, характеризующие творчество Алексиевич как спекулятивно-тенденциозную журналистику
Осенью 2013 года вышла книга о том, как тяжело и болезненно переживается современниками падение советской эпохи. Как и все предыдущие книги Светланы Алексиевич, «Время „second-hand“ (Конец красного человека)» – это собрание голосов, записанных автором в результате сотен встреч с нашими соотечественниками.
Известна последовательно негативной позицией по отношению к внешней и внутренней политике президента А.Лукашенко, в связи с чем подвергалась судебным и внесудебным преследованиям. С начала 2000-х годов жила в эмиграции (Италия, Франция).
С начала 2000-х годов жила в Италии, Франции, Германии. C 2013 года снова живёт в Беларуси (Минск).
Воспитала дочь своей рано умершей сестры.
В 2013 году считалась одним из претендентов на Нобелевскую премию по литературе, однако премию получила писательница Элис Манро из Канады. В 2015 году Светлана все-таки получила премию с формулировкой «за многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества» и стала первым нобелевский лауреатом в истории независимой Беларуси и первым с 1987 года русскоязычным писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе. Денежный приз премии составил 8 млн шведских крон (около 953 тыс. долларов).
После крымских событий 2014 выступила в немецкой газете Frankfurter Allgemeine с осуждением российской политики в отношении Украины.
Светлана Алексиевич — белорусская писательница, журналистка. Пишет на русском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года. Родилась 31 мая 1948 в… Развернуть
Юрий Михайлович Поляков — русский писатель, поэт, драматург, литературовед. Кандидат филологических наук. Общественный деятель, член Союза писателей СССР. Главный редактор «Литературной газеты» с 2001 года. Автор стихов, повестей и романов. Его проза включена в школьные и вузовские курсы современной российской литературы, а также переведена на многие языки.
Родители из рязанских крестьян, обосновавшихся в Москве в годы индустриализации. Отец, Поляков Михаил Тимофеевич, электромонтер; мать, Лидия Ильинична, технолог. Супруга, Полякова Наталья Ивановна — программист; дочь, Алина, филолог. Живет и работает в Москве.
Юрий Поляков после средней школы поступил в Московский областной пединститут им. Крупской, еще на старших курсах стал работать учителем. В 1976 году был призван в Советскую Армию, служил в Группе советских войск в Германии. После демобилизации стал работать в школьном отделе Бауманского райкома комсомола. Вскоре перешёл в газету «Московский литератор», где проработал до 1986 года, став из корреспондента её главным редактором. С 1979 года сотрудничает с «Литературной газетой». В 1981 защитил кандидатскую диссертацию на тему "Творческий путь Г. К. Суворова: К истории фронтовой поэзии".
Начал свою литературную деятельность как поэт. Первая книга стихов "Время прибытия" вышла в 1980 году в издательстве "Молодая гвардия". В его стихах видна реалистическая традиция, их отличают оригинальность мысли, ясность формы, открытость лирического чувства, тонкая самоирония. В те же годы он выступил как литературовед со статьями о поколении поэтов-фронтовиков, а в 1983 вышла книга "Между двумя морями".
В конце 1970 — начале 1980 гг. Юрий Поляков пишет актуальную прозу по острым проблемам общества. В 1980 заканчивает повесть "Сто дней до приказа", где впервые в советской литературе поднял тему неуставных отношений в армии, "дедовщины" (опубликована в 1987 году); через год — повесть "ЧП районного масштаба" о деформированной нравственно-психологической атмосфере комсомольского аппарата (опубликована в 1985). Обе повести оказываются под запретами и выходят в свет журнале "Юность" после противостояния с цензурой, в т. ч. военной. Книги вызывали общесоюзную дискуссию периода "гласности", по сути явились предвестницами грядущей перестройки, их социальная острота и злободневность сделали писателя чрезвычайно популярным.
Вместе с тем, отдавая должное пафосу разоблачительства, критики обратили внимание на динамичность сюжетных построений, яркость психологических характеристик и, особенно, на языковую точность и богатство этих повестей. Некоторые наиболее удачные языковые находки автора быстро вошли в общеразговорный обиход. С повести "Апофегей" (1989) в творчестве Ю. Полякова появились новые черты, он отходит от социальной тематики, сосредотачиваясь на внутренней жизни героев. Формируется особый, легко узнаваемый "поляковский" стиль, складывающийся из смелого смешения разностилевой лексики, игры семантическими смыслами, иронии, незаметно переходящей в лиризм. Намечается типичное для последующих сочинений писателя сатирическое изображение разрушительного российского либерализма.
Повесть "Парижская любовь Кости Гуманкова" ("Юность", 1991) развивает эту тенденцию. Ю. Поляков одним из первых попытался взглянуть на уходящую советскую натуру с добрым, ностальгическим юмором, что на фоне тогдашних настроений вызвало гнев критиков и очередное признание читателей. В тот же период оформляется его творческий интерес к набравшему силу в начале 1990-х годов постмодернизму. Оставаясь на позициях реалистической прозы, он пытается усвоить наиболее плодотворные элементы эстетики постмодернизма. С одной стороны, это творческая полемика с ним, с другой — попытка художественного синтеза ведущих тенденций современной литературы. Первым результатом этого синтеза явилась повесть "Демгородок" ("Смена", 1993). Автор совмещает здесь политическую сатиру, антиутопию, детектив, литературную пародию и любовную драму, оказываясь вновь оказывается оппонентом официальной, на сей раз либеральной, идеологии.
Тема этой повести органично связана с пафосом публицистических выступлений прозаика в периодической печати 1990-х годов. С позиций просвещенного патриотизма Ю. Поляков дает глубокий и нелицеприятный анализ происходящих в России духовных и социально-политических процессов. Его статьи отличаются афористичностью, эмоциональным накалом, полемической заостренностью и неизменно вызывают широкий общественный резонанс. Свою публицистику автор объединил в две книги: "От империи лжи — к республике вранья" (1997) и "Порнократия" (1999).
В одной из самых своих популярных книг — романе-эпиграмме "Козленок в молоке" (журнал "Смена", 1995) Ю. Поляков дает сатирическую картину жизни творческой интеллигенции, показывая, как формируются виртуальные "таланты" в литературе. Шире этот роман воспринимается как злая сатира на пореформенный период российской истории. "Козленок в молоке" интересен как художественно состоявшаяся попытка совместить принципы реализма с достижениями постмодернизма. Повесть "Небо падших" (журнал "Смена", 1998) посвящена так называемым "новым русским". Автор одним из первых создает убедительный образ "страдающего победителя", современного "Фому Гордеева", показывая, как разрушает душу бизнес, построенный на ограблении своей страны. В этот период критика все чаще выделяет Ю. Полякова как лидера "гротескного реализма", характерного, по мнению М. Бахтина, для переходных эпох, когда новое сталкивается со старым.
Наиболее значительным произведением Ю. Полякова в ушедшем веке стал роман "Замыслил я побег." ("Москва", 1999), представляющий собой своего рода семейную сагу и охватывающий 30 лет жизни страны. В центре романа — "эскейпер" Башмаков, отличительной чертой которого является неспособность принимать решения, что отражается и на его личной судьбе, и на судьбе державы. Сложный по композиции и мысли, роман написан ярко, остроумно и стал чрезвычайно популярен. По мнению критиков, этот роман явился одной из вершин отечественной реалистической прозы конца XX века. Продолжением этой темы стал новый роман Юрия Полякова — "Грибной царь" (2005).
В 2001—2004 годах Ю. Поляков опубликовал цикл "Плотские повести" (журналы "Смена", "Нева", "Наш современник"), посвященный проблемам современной семьи. Он так же активно работает как драматург, его пьесы "Контрольный выстрел", "Халам-Бунду", "Козленок в молоке", "Хомо эректус" и другие идут в российских и зарубежных театрах и пользуются зрительским успехом.
Произведения Ю. Полякова изданы в виде "Собрания сочинений" в 3 (М., 1997) и 4 (М., 2001) томах, сборников "Избранные сочинения" (С.-Пб., 1994), "Небо падших: Избранное" (М., 2002), "Плотские повести" (М., 2003), "Хомо эректус: Пьесы" (М., 2004).
По произведениям Ю. Полякова сняты фильмы: "Работа над ошибками" (1987, режиссер А. Бенкендорф), "ЧП районного масштаба" (1988, режиссер С. Снежкин), "Сто дней до приказа" (1989, режиссер Х. Эркенов), "Левая грудь Афродиты" (1999, режиссер А. Павловский), "Игра на вылет" (2000, режиссер К. Одегов), "Замыслил я побег..." (2003, режиссер М. Ибрагимбеков), "Козленок в молоке" (2003, режиссер К. Мозгалевский, В. Нахабцев). Ю. Поляков является соавтором сценария известного фильма С. Говорухина "Ворошиловский стрелок" (1997), а также автором оригинальных сценариев, по которым сняты ряд фильмов и сериалов.
С 2001 года Ю. Поляков возглавляет "Литературную газету", которая, отказавшись от либеральной моноидеологии, пытается восстановить единое идейно-эстетическое пространство российской литературы.
Юрий Михайлович Поляков — русский писатель, поэт, драматург, литературовед. Кандидат филологических наук. Общественный деятель, член Союза писателей СССР. Главный редактор… Развернуть
Детский поэт, прозаик, член Союза писателей СССР (с 1984 года), автор более 150 книг для детей и юношества, автор одного из вариантов гимна России.
Родился 25 сентября 1949 г. в подмосковном поселке Клязьма в семье известного цветовода.
Отец Владимира Александровича, был всесторонне развитым человеком, на семейных торжествах читал стихи и пел песни собственного сочинения.
Первое стихотворение Владимир Александрович написал в пятом классе, а первая публикация появилась в "Московском комсомольце" в 1966 году.
Закончив педагогический институт, долгое время работал в школе.
На VII Всесоюзном совещании молодых писателей Редакция журнала "Мурзилка" рекомендовала В.А.Степанова как молодого, талантливого писателя, а детская писательница А.Л.Барто, назвала Владимира Степанова на съезде писателей России в числе трех молодых перспективных авторов.
Газета Русский Вестник (статья от 28 июля 2006 "Легенда детской литературы"), дала полноценную характеристику творчества поэта:
«…По рейтингу он занимает первое место среди детских писателей, превосходя по тиражу Чуковского, Маршака, Михалкова, Успенского и других советских и зарубежных авторов вместе взятых. Поэт продолжает писать и радовать детей, да и взрослых такими необычайно интересными и познавательными стихами. Из-под его пера ложатся минипроизведения, пронизанные светом и теплом, добротой и душевным покоем. Стихи - детям. Это не лозунг, не сиюминутная реклама. Это его жизненное кредо - это его боль и радость. Это боль за страну, боль за порушенное прошлое, боль за неопределенное будущее, боль за нарастающее поколение. А радость - это путь через свое творчество общаться с детьми: делать их светлее, приветливее, радушнее к природе, к старшим товарищам и прежде всего к родителям. Стихи - детям. Они читаются, поются, дышат легкостью и свежестью счастливого созерцания солнца или облачка, травинки или цветочка, ветки яблони или березы, снегирей, воробьев, ежей, лошадей. Степанов не отступает ни на миг, ни на шаг от земных растений или наших чудесных домашних или лесных обитателей. Он говорит, вернее, пишет простым, доступным для любого малыша языком. Он играет с ними, играет с буквицами, со словами, ткет рифму, потому его стихи легко запоминаются, потому их учат, потому их знают. В видимой простоте слога скрывается поэтический дар, дар богатого духовного мира, взращенного на подмосковной земле у родительского крыльца, что на реке и станции Клязьме. Здесь, вблизи от Москвы, маленький Володя делал первые шаги, ходил в школу, купался, загорал, бегал на лыжах и... познавал природу. Открытию удивительного мира растений он обязан прежде всего отцу - Александру Федоровичу - агроному по образованию и знатному, профессиональному цветоводу. С детских лет приучал отец Владимира ухаживать за землицей, выращивать цветы, кустарники, деревья, овощные культуры. Любить людей, любить свою землю Говорят, память детства - самая сильная, самая яркая. Вот эту-то память он несет по жизни. Если у большинства людей каждодневная работа занимает большую часть времени, отвлекает от досужих мыслей и лирических отклонений, то мир Степанова совершенно иной. Впечатления, полученные с детских лет, педагогическое образование и работа в школе усилили его тягу к творчеству, к созиданию. Через годы разных эпох, рожденный в 1949 году, он пронес это трогательное чувство любви к самым маленьким человечкам -принес им на протянутой ладони свое видение природы и отдал им все, что имел. Вложил в них свою щедрую душу и сердце».
Владимир Степанов был автором одного из вариантов гимна России. Первые строчки гимна звучали так:
Мы Родиной нашей гордимся по праву,
Она величава, добра и сильна.
Как солнце, сияет орел наш двуглавый,
Так было и будет во все времена.
В одном из интервью, детский поэт сказал:
«…Литература для детей отличается от литературы для взрослых ещё и тем, что ребёнок постоянно получает образование. Но забивание „дидактических гвоздей“ в ребёнка ни к чему хорошему не приведёт. Чтобы образовательный процесс был интересным, надо искать и находить яркие художественные строчки, делать сценарий и режиссуру книги, профессионально сочетая звуковой ряд и ряд иллюстративный…Миллионы читателей не заставишь читать то, что им не интересно. К сожалению, сегодня у каждого издателя свои, порой весьма „оригинальные“ представления о детской литературе и о качестве книг для детей. Порой плохие взрослые стихи выдаются за детские. При этом запускается притча: ребёнок всё поймёт. Но ребёнку не нужны ребусы!».
Детский поэт, прозаик, член Союза писателей СССР (с 1984 года), автор более 150 книг для детей и юношества, автор одного из вариантов гимна России.
Родился 25 сентября 1949 г. в… Развернуть
Татьяна Смертина - русский поэт.
Родилась 2 декабря, в лютую метель, в селе Сорвижи Арбажского района, на Вятской земле. Детство - на лесоучастке Хомут, лесная глухомань. Стихи начала создавать с пяти лет, первые публикации - в отрочестве. Закончила Литературный институт им. А.М.Горького в Москве.
Автор 30 книг и около 700 публикаций в центральной периодике; член Союза писателей России; член правления СП России. Переведена на иные языки. Известны поэтические сборники: "Село Сорвижи", "Брусничный огонь", "Призрак розы", "Танец персиянки", "Анемоны", "Лунная ящерка", "Жемчужная душа", "За обманутых помолюсь" и другие.
Татьяна Смертина - русский поэт. Родилась 2 декабря, в лютую метель, в селе Сорвижи Арбажского района, на Вятской земле. Детство - на лесоучастке Хомут, лесная глухомань.… Развернуть
Владимир Иванович Коробов - советский писатель, литературный критик.
В 1975 году окончил факультет журналистики Московского полиграфического института по специальности редактор массовой литературы.
В 1973 году вступил в Союз журналистов, в 1978 году — в Союз писателей (1984—1993 — член правления СП РСФСР).
С 1974 по 1978 год работал зав. отделом критики журнала «Наш современник», с 1984 по 1986 год являлся первым заместителем главного редактора того же журнала.
С 1991 по 1994 год — заместитель главного редактора семейного журнала «Очаг» и детской сказочной газеты «Жили-были».
С 1994 по 1997 год — обозреватель газеты «Москвичка» (рубрика «Житейский философ»).
Владимир Иванович Коробов - советский писатель, литературный критик. В 1975 году окончил факультет журналистики Московского полиграфического института по специальности… Развернуть
Алексей Ануфриевич Дударев — советский и белорусский драматург и сценарист. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР. Лауреат премии Ленинского комсомола. Лауреат Государственной премии СССР.
Алексей Дударев родился 6 июня 1950 года в крестьянской семье. В 1968 году окончил Новополоцкое профессионально-техническое училище нефтяников. Служил в СА (1968—1970), работал монтёром связи (1968), слесарем (1970—1972). В 1976 году окончил театральный факультет Белорусского театрально-художественного института. Был актёром, помощником главного режиссёра по литературной части Белорусского республиканского театра юного зрителя (1976—1979). В 1979—1983 гг. был членом сценарно-редакционной коллегии Белорусского телевидения («Тэлефільм», Минск). Секретарь Союза театральных деятелей БССР с 1987 года. Главный редактор журнала «Мастацтва» с 1991 года.
С 1992 года возглавлял Белорусский союз театральных деятелей.
В прозе, драматургии исследует морально-этические, духовные проблемы жизни современника, быт деревни, раскрывает истоки победы в Великой Отечественной войне; исторические личности в произведениях не пафосно романтизированные персонажи, а реальные люди, подвластные сильным чувствам, временами способные ошибаться, но внутренне чистые. Произведения Дударева переведены на русский, словацкий, туркменский, узбекский, украинский, эстонский, литовский, польский и другие языки.
Алексей Дударев ушел из жизни 27 февраля 2023 года. Ему было 72 года. жизни.
Алексей Ануфриевич Дударев — советский и белорусский драматург и сценарист. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР. Лауреат премии Ленинского комсомола. Лауреат… Развернуть
Мария Павловна Прилежаева — русская советская детская писательница. Автор книг о жизни и деятельности В. И. Ленина, М. И. Калинина. Произведения писательницы переведены на многие языки мира и изучались школьниками не только СССР, но и других социалистических стран.
Окончила педагогический факультет 2-го Московского университета (1929). Работала учительницей, воспитательницей детского дома. С 1937 занималась литературным трудом, который рассматривала как вклад в дело коммунистического воспитания молодёжи. Член КПСС (с 1952). Член Правления СП СССР (с 1967).
Мария Павловна Прилежаева — русская советская детская писательница. Автор книг о жизни и деятельности В. И. Ленина, М. И. Калинина. Произведения писательницы переведены на… Развернуть
Родился в многодетной семье где был самым младшим, восьмым ребенком. Детство прошло в Подмосковном селе Рахманове на родине отца. Родители, сами не сумевшие получить полноценного образования, приложили все усилия, чтобы дети выросли образованными людьми. В семье Старшиновых было много книг, и Николай уже подростком хорошо знал русскую классику. С 12 лет он начал писать стихи.
В 1942 со школьной скамьи Старшинов был призван в армию, стал курсантом 2 Ленинградского военного пехотного училища. В начале 1943 года получил звание старшего сержанта, попал на передовую, воевал на Западном фронте, был помощником командира пулеметного взвода. В августе 1943 в боях под Спас-Деменском получил тяжёлое ранение. Первые стихи Старшинова были напечатаны во фронтовых газетах.
В 1944 году Николай Старшинов демобилизовался и поступил в Литературный институт им. Горького. В том же году женился на своей ровеснице, такой же фронтовичке и начинающей поэтессе Юлии Друниной. Уже во время учебы его начинают печатать крупные издательства. В 1947 году в журнале «Октябрь» выходит его поэма «Гвардии рядовой», а в 1951 издательство «Молодая гвардия» публикует книгу стихотворений «Друзьям». В следующее десятилетие увидели свет еще три сборника: «В нашем общежитии» (1954), «Солдатская юность» (1956), «Песня света» (1959) и др.
С 1955 Николай Старшинов заведовал отделом поэзии в журнале «Юность», совмещая эту работу с должностью руководителя литературного объединения в МГУ. С 1972 двадцать лет был редактором альманаха «Поэзия», выходившего в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Он много общался с поэтами. В результате этих встреч появился цикл его статей в четырех книгах.
Николай Старшинов издал около сорока книг поэзии, прозы, статей. Особое место в его творчестве занимают переводы литовской и финской поэзии. Писал детские стихи и прозу. Одним из его увлечений было собирание частушек. Старшинов полвека занимался их коллекционированием, результатом стали сборники «Частушки с картинками» (1991), «Разрешите вас потешить» (1992), «Ой, Семеновна!» (1992). Стихи Николая Старшинова переведены на английский, немецкий, испанский, голландский, польский, чешский, румынский языки.
Родился в многодетной семье где был самым младшим, восьмым ребенком. Детство прошло в Подмосковном селе Рахманове на родине отца. Родители, сами не сумевшие получить полноценного… Развернуть
Олег Николаевич Шести́нский (28 января 1929, Баку — 6 июля 2009, Москва) — русский поэт, писатель, переводчик, публицист.
В детстве пережил ленинградскую блокаду. Окончил филологический факультет ЛГУ (1952), специализировался на болгарской литературе. В 1953 году стажировался в Софийском университете.
Председатель Ленинградского отделения СП РСФСР в 1971—1973. Секретарь СП СССР по работе с московскими авторами (1973—1986). Заместитель председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов.
Последние годы жизни печатался на страницах журнала «Слово».
Скончался Олег Шестинский 6 июля 2009 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (14 уч.).
Олег Николаевич Шести́нский (28 января 1929, Баку — 6 июля 2009, Москва) — русский поэт, писатель, переводчик, публицист.
В детстве пережил ленинградскую блокаду. Окончил… Развернуть
Ляпин Игорь Иванович — русский поэт. Член Союза писателей СССР (1974).
Родился 10 октября 1941 года на Урале в городе Каменске-Уральском. Вырос на Украине, в городе Никополе, где окончил среднюю школу и Металлургический техникум. Работал на Южнотрубном заводе, занимался в городском литературном объединении, публиковал стихи в местной печати. После службы в рядах Советской Армии поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. По первой книге стихов в 1974 году был принят в Союз писателей СССР.
После окончания Литературного института работал заведующим редакцией поэзии в издательстве «Современник». Окончив Академию Общественных наук, работал заместителем главного редактора в издательстве «Советская Россия», главным редактором издательства «Детская литература», главным координатором Всероссийской Ассоциации любителей отечественной словесности и культуры «Единение».
Многие годы был первым секретарём Союза писателей России, председателем приёмной комиссии, вёл семинар в Литературном институте.
Автор двадцати двух поэтических книг, многочисленных журнальных публикаций. Член-корреспондент Международной славянской академии наук, культуры, искусства и образования.
Жил в Москве.
Ляпин Игорь Иванович — русский поэт. Член Союза писателей СССР (1974). Родился 10 октября 1941 года на Урале в городе Каменске-Уральском. Вырос на Украине, в городе Никополе,… Развернуть
Александр Андреевич Проханов — советский и российский писатель, сценарист. Публицист, журналист, главный редактор газет «День» и «Завтра». Член Союза писателей СССР с 1972. Общественный и политический деятель, философ, идеолог патриотизма. Активный участник радио- и ТВ передач, различных ток-шоу. Автор многих романов, повестей и рассказов, ставших бестселлерами, переведенными на многие европейские и восточные языки. Сын, Андрей Фефелов, зам. главного редактора газеты «Завтра».
В 1960 году Александр Проханов окончил Московский авиационный институт, где на последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу. Работал инженером НИИ, лесничим в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы открыл для себя Платонова, увлекся Набоковым. С 1970 был корреспондентом газет «Правда» и «Литературная газета» в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других "горячих точках". Первым описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта. С 1986 писал статьи в журналы «Молодая гвардия», «Наш современник» и «Литературную газету». С 1989 по 1991 год был главным редактором журнала «Советская литература».
В декабре 1990 Проханов учредил газету «День» и стал её главным редактором. В 1991 году на выборах президента РСФСР был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова, во время августовского путча поддержал ГКЧП. В сентябре 1993 года поддержал Верховный Совет и выступил в своей газете против действий Ельцина, называя их государственным переворотом. После танкового расстрела парламента газета «День» была запрещена Министерством юстиции. Редакция подверглась разгрому ОМОНом, ее сотрудники были избиты, имущество и архивы уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время». В ноябре 1993 года стал главным редактором новой газеты «Завтра», продолжив курс запрещенной ранее.
На президентских выборах 1996 г. Проханов поддержал кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова. В 1997 становится соучредителем Агентства патриотической информации. В 1997 и 1999 годах подвергался нападениям со стороны неизвестных лиц. В 2002 его роман «Господин Гексоген», где он художественно отображает версию о вине российских спецслужб во взрывах жилых домов в России в 1999 году, получил премию «Национальный бестселлер».
Женат, имеет двух сыновей и дочь. Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует мотыльков.
Александр Андреевич Проханов — советский и российский писатель, сценарист. Публицист, журналист, главный редактор газет «День» и «Завтра». Член Союза писателей СССР с… Развернуть
Э Л Ь Ч И Н (Эльчин Ильяс оглы Эфендиев)
Народный писатель Азербайджана, заслуженный деятель искусств, доктор филологических наук, профессор.
Эльчин - один из самых видных представителей современной азербайджанской литературы, и в то же время видный государственный и общественный деятель.
Эльчин родился 13 мая 1943 года в Баку, в семье одного из великих представителей азербайджанской литературы XX века, народного писателя Азербайджана Ильяса Эфендиева, и с детских лет вращался в атмосфере литературы, искусства, окруженный книгами.
Эльчин закончил среднюю школу в Баку /1960г./, филологический факультет Бакинского Государственного Университета /1965г./, аспирантуру по специальности теория литературы Института Литературы им. Низами Академии наук Азербайджана /1968г./, он защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Художественная проза Азербайджана в литературной критике», и докторскую по теме: «Проблемы истории и современности в литературе».
Когда он начал писать?
Эльчин так отвечает на этот вопрос: «Стех пор, как помню себя. Я еще не умел читать и писать, но уже выдумывал и рассказывал разные истории, сказки…»
Первый рассказ Эльчина был опубликован в газете «Азербайджан гянджляри» в 1959 году, когда автору было 16 лет. Первая книга Эльчина «Одна из тысячи ночей» вышла в свет в 1965 году. После этого у Эльчина на различных языках мира выходит около ста книг. Произведения Эльчина переведены на английский, русский, французский, немецкий, испанский, турецкий, венгерский, болгарский, арабский, персидский, китайский, чешский, словацский, польский, хорватский, молдавский, туркменский, узбекский, казахский, сербский и др. языки. Общий тираж его книг превышает 5 миллионов экземпляров.
Эльчин был участником различных научных, литературных, общественных, политических конференций, симпозиумов, сьездов, встреч, офицальных государственных переговоров в разных странах - США, Росии, Франции, Турции, Германии, Голландии, Китае, Испании, Греции, Люксембурге, Швеции, Дании, Украине, Польше, Узбекистане, Чехославакии, Югославии, Болгарии, Иране, Австрии, Казахстане, Ираке, Гане, Саудовский Аравии, Румынии, Венгрии, Грузии, Тунисе, Пакистане и др. странах.
Эльчин - профессор Бакинского Государственного Университета, председатель ряда государственных комиссий, член авторитетных азербайджанских и международных культурных обществ и ассоциаций.
По сценариями Эльчина было снято семь художественных фильмов: «Первая любовь Балададаша», «Удар в спину», «Я еще вернусь», «Серебристый фургон», «Дачный сезон», «Безбрежная ночь», «Национальная бомба».
Все свои произведения подписывает «Эльчин».
В настоящее время является заместителем Премьер-министра Азербайджанской Республики, а также председателем общества «Вэтэн» — Общества Культурных Связей с Зарубежными Странами.
С 11 июля 2011 года является членом государственной комиссии по «Национальной стратегии по развитию образования в Азербайджане на 2011—2012 годы»
Э Л Ь Ч И Н (Эльчин Ильяс оглы Эфендиев)
Народный писатель Азербайджана, заслуженный деятель искусств, доктор филологических наук, профессор.
Эльчин - один из самых видных… Развернуть
Николай Андреевич Черкашин — советский и российский журналист и писатель-маринист, автор исторических расследований, советский офицер-подводник.
Родился 25 ноября 1946 года в городе Волковыск (ныне Гродненской области Белоруссии). Окончил философский факультет и аспирантуру МГУ имени М. В. Ломоносова по специальности «история русской философии». Служил на Северном флоте на 4-й эскадре подводных лодок — самом крупном в мире соединении подводных лодок. Участвовал в дальних морских походах в Атлантическом океане и Средиземном море.
Моряк по профессии, Николай Андреевич посвятил своё писательское творчество героической и драматической истории Русского флота и его героям.
Николай Андреевич Черкашин — советский и российский журналист и писатель-маринист, автор исторических расследований, советский офицер-подводник. Родился 25 ноября 1946 года в… Развернуть