15 апреля 2024 г. 13:49
322
3.5 А может тайна вовсе и не тайна*
Мои высокие ожидания не оправдались, ибо я слишком хорошо поняла, о чем говорит автор. Поняла с точки зрения психологии мышления вообще и философии целостного мышления (хотя если быть предельно точной, то обращаться тут нужно к нейропсихологии), поэтому начиная с конца "Первой беседы" логика автора, не совместившись с логикой, которую диктует "перевод" поставленной Мамардашвили проблемы на язык психологии целостного мышления, стала уходить всё дальше и дальше по пути личных ассоциаций автора, превращая книгу в занимательную публицистику.
Поэтому - внимание! - в моём отзыве нет цитирования, а только более конкретное выражение профилирующей в "Первой беседе" абстрактной мысли автора. И, разумеется, её развитие с точки зрения психологии целостного мышления.
Целостность мышления, целостность…
13 февраля 2024 г. 15:46
325
5 Философия учения о цвете
Это замечательный философский труд, который, делая акцент на дуалистичности (диалектичности) научного познания, предлагает философам, занимающимся вопросами бытия на уровне "первоначального единства", опираться на физику и другие науки, в частности, помимо учения о цвете - магнетизм, электричество, химизм, учение о звуке; а физикам осмысливать результаты своего труда философски.
Хроматическая гармония вторична, а не первична, а значит упускается нечто важное - то, где воссоединяется разъединённое. На это и хочет указать Гёте, говоря о необходимости осмысления естественных и точных наук на уровне философии. Позже великий русский ученый Вернадский писал о настоятельной необходимости философского осмысления научных данных, предлагая для этого учение о симметрии.
"Цвет и звук совершенно…
19 декабря 2023 г. 19:22
21
3 Учение?
Это не учение. Это дискуссия #Гете с другими благородными мужами о восприятии человеком окружающего мира посредством сетчатки глаза. Труд, конечно, больше философский. На научность едва ли может претендовать. Все аспекты цвета рассматриваются, как физические процессы. Полностью игнорируются медицинские особенности и вообще медицина в расчет не берется.
Короче. Читать неинтересно. Если Вы не мазохист, не фанат немецкой литературы и не художник, то настоятельно вам порекомендую проигнорировать это писание.
Если Вы знает какие-то книги о цвете, напишите пожалуйста, что б я их точно не читал.
30 октября 2023 г. 16:42
34
2 Не сильно увлечет, но позволит посмотреть на некоторые формы в ином контексте.
Согласно расхожему выражению Беньямина «правые — эстетизируют политику, а левые — политизирует эстетику». С этим можно спорить. Бесспорно лишь то, что никакая современная идеология не может существовать без эстетики. В этой книге нет целостного взгляда на эстетическую проблематику, но есть интересные фрагменты из истории эстетической мысли, взгляды на действие эстетической теории, взаимоотношения культуры и идеологии. Для конструкторов смыслов и новых политических практик. Не сильно увлечет, но позволит посмотреть на некоторые формы в ином контексте.
14 июня 2023 г. 18:37
254
4 Связь внутреннего мира человека и природы
Что есть природа в художественной литературе? Фон? Второстепенная деталь? Книга расскажет, как через природу возможно интерпретировать чувства героя, реакцию на окружающую действительность, как передать отношения героя к событиям, людям, природе, философию его жизни… Авторы монографии объясняют, что природе в произведении может отдаваться не только второстепенная роль, но и главная. Природа способна рассказать о своих чувствах, эмоциях, способностях, которые могут быть разумными, а некоторые показаться странными и бессмысленными. Эта книга-учитель, книга-исследование. Авторы монографии глубоко интерпретируют природные явления через разные произведения, показывают, как такие авторы как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Руссо, Мопассан, Роллан и многие другие передавали картину природы не как…
10 апреля 2022 г. 13:53
713
3.5 вдохновляет и мотивирует, если задуматься
«Учение о цвете» Гёте несколько раз упоминалось в Синетах Мегги Нельсон, где она писала о синем цвете и ее очень личных чувствах к нему. В ее книге было множество отсылок к литературе, но больше всего меня заинтересовал именно научный труд написанный поэтом.
Цвет - одна из моих любимых тем в искусстве. И если в живописи восприятие цвета в ваших руках, или скорее глазах (не удержалась), то в литературе мы полагаемся на воспоминания о цвете, и если в вашей памяти нет цвета «антрацит» то так и будет ваш герой ходить в неопределенного цвета пиджаке.
Больше всего меня интересовала не сама теория Гёте, а скорее почему его это интересовало, и к счастью в книге есть ответ. Гёте хотел совершенствоваться в своём мастерстве - поэзии. И ответы он искал в визуальном искусстве, частью которого и…
3 января 2022 г. 15:22
113
3 Тезис без аргументов
Книга построена как обзор трех теорий визуального: фотографии В. Флюссера и Р. Краусс, иконописи М.-Ж. Мондзен. Но обзор выполнен с точки зрения авторского тезиса о значимости невидимого (не попавшего в кадр, незапечатлимого) для смотрения фотографии и ее работы. Отсюда некоторые важные места рассматриваемых концепций опускаются, а развернутого анализа удостаиваются подходящие высказывания и положения. Одновременно сложно говорить о собственно авторских аргументах в защиту ее тезиса. Я бы рекомендовала эту книгу читателям, знакомым с рассматриваемыми концепциями и готовым к критическому прочтению этого обзора.
27 декабря 2021 г. 13:36
495
3.5
Умберто Эко немного лукавит, говоря, что книга подходит для неспециалистов. Да, текст в самом деле не сведет с ума неподготовленного читателя, непонятных терминов используется совсем немного, но для восприятия книги нужно очень неплохо ориентироваться в средневековых мыслителях. Ну или мне этого не хватало, от чего я перечитывала многие абзацы по несколько раз, чтобы уловить казалось бы незначительную, но важную разницу. Но даже при затраченных усилиях сомневаюсь, что смогла усвоить больше пятой части, а останется со мной ещё меньше. И всё же я не могу жалеть о времени, проведенном с синьоре Эко. Невероятно интересно сравнить (если не в силах осознать так, как хотелось бы), как понимание красоты человека менялось со временем и как это перекликается с современными открытиями и подходами.…
22 мая 2021 г. 16:34
164
3
Чем может быть категория красоты в эпоху своего собственного мировосприятия, тяготеющего к теологическому догматизму? Выясняется, что многим. От пифагорейской эстетики числа до философии космической упорядочннности, миновав, между делом, кризис, связанный с наступлением Тысячного года. Можно было бы сказать, признает сам У. Эко, что Средневековье не столько сводит эстетическое к этическому, сколько основывает нравственные ценности на эстетических положениях. Но и это было бы ошибкой: числа, порядок, соразмерность - это начала не только этические и эстетические, но и онтологические. Потому что, прежде всего, эстетика Средневековья стремиться к тому, чтобы даже через "красоту" как философскую категорию объяснить "непреходящую сущность вещей", явить миру свою стройную концепцию приоритета…
12 февраля 2021 г. 15:01
178
2.5
То ли дефект перевода, то ли так и написано под соусом коммунистической пропаганды.
21 января 2021 г. 17:02
298
3 Эстетическая теория материализма, критика Гегеля и Фишера
Чернышевский критикует идеализм господствующих эстетических теорий и выстраивает новую, материалистическую теорию эстетики. Он даёт новые определния понятия красоты , искусству и выстраивает новую иерархию эстетической стороны , воспринимаемой человеком. Если не воспринимать это как истину в последней инстанции ( чем грешат марксисты, диаматщики и материалисты ) , то это вполне себе интересный взгляд ( мнение ) по философии ( в часности - эстетике ) . Конечно, напрягает попытка научной критики метафизических воззрениий ( когда на самом деле это и есть метафизика ) , но такова уж история материализма. Читать можно это или авторецензию Чернышевского, где он кратше постулирует свою критику и свою теорию . Читается легко и доступно .
16 января 2021 г. 19:24
182
3 Эстетический идеал - прошлое
В.П. Крутоус делает экскурс в основы эстетики. Старшим школьникам объясняется, что такое социальный идеал, эстетический идеал, прекрасное, каковы их характеристики. В этой части Книги автору, на мой взгляд, справиться с задачей помешал излишне наукообразный язык изложения, немного склоняющийся к публицистическому менторскому тону. Возможно, читательская культура у молодежи 30 лет назад была другой?
Более половины книги автор посвятил раскрытию роли идеалов в общественной жизни. В этом изложении он вносит важное дополнение. Эстетический идеал он неразрывно связывает с нравственностью, то есть прекрасный внешне человек должен быть прекрасен и нравственно. Тогда будет подлинная гармония. Злой человек - безобразный, даже при внешней миловидности. Видимо, таково требование соцреализма:…
27 ноября 2020 г. 21:52
144
0 Потрясающая книга
Книга потрясающа, мне как человеку творческому - книжка открыла новый взгляд, н а себя и как я отношусь к своему делу. Нет слов Одни эмоции.
27 ноября 2020 г. 19:12
388
3 Поверить алгеброй гармонию
Попытка выстроить строгую систему взаимоотношений различных видов и родов искусства - дело неблагодарное. Искусство все-таки вещь, с трудом поддающаяся какому-либо структурному анализу. Именно потому методология обновляется и изменяется постоянно, именно потому до сих пор не существует (да и не может существовать) некоего единого понимания структуры искусства как сферы деятельности человека.
Но это не означает, что не нужно пытаться втиснуть всю эту многогранную, многоликую, гетерогенную - нет, не систему, скорее некую общность материально-духовного наследия, постоянно саморасширяющегося и самопорождающего самое себя. И особенно актуальны подобные попытки для общества, строящегося или пытающегося строиться по канонам марксизма-ленинизма. Монография Кагана именно такова: последовательная,…
5 августа 2020 г. 17:02
154
3
Фактически это книга о дизайне. Скорее всего это слово нельзя было выносить на обложку книги.. В ней рассказывается об истории дизайна, о теоретических основах, о положении дел и достижении советского дизайна. Очень интересно было почитать о работах ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). Но! Издать книгу о дизайне, в которой нет ни одной фотографии, ни одной схемы, ни одного чертежа, ни одной иллюстрации - это издевательство над читателем:) Это сейчас, сидя за компьютером (либо с телефоном/планшетом), можно параллельно чтению в интернете искать картинки...
17 июля 2020 г. 02:12
86
4.5
Голриз Гахраман - первая в Новой Зеландии депутат из беженцев. В начале 90-х её родители сбежали из Ирана, когда стало очевидно, что ужиться со всепоглощающим мусульманским режимом у них не получится. Родители Голриз из среды интеллектуалов, всегда были сторонниками свободы и просвещения. Голриз стала юристом, специализирующимся на правах человека. Она проходила стажировку в ООН на процессах по геноциду в Руанде и Камбодже. Некоторые обвиняют Голриз в кровожадности, потому что ей досталось стажироваться в команде защиты тех, кого как раз судили за геноцид (стажёры особо не выбирают, куда их запишут). Однако, как говорит Голриз, права человека - это как раз об этом. Да, это преступники, но они имеют право на человеческое отношение и справедливый суд: если судить преступников без…
15 июня 2020 г. 17:34
786
3 Книга не понравилась.
Но останавливать внимание на тексте Гёте я сейчас особо не буду. Текст, каким бы он устаревшим по части научного наполнения для 21 века и не был, все равно представляет собой историческую ценность и вызывает интерес. Свою рецензию я оставляю для конкретно этого издания, оно ужасно! Составитель этого сборника то ли биографий\автобиографии, то ли афоризмов, то ли научных набросков назвал книгу "Учение о цвете", а на деле цвету здесь было отведено едва ли треть книги и то взяты были не самые интересные куски. Всем, кто хочет почитать действительно хорошо составленный сборник по теме ЦВЕТА, я могу посоветовать взять издание 2012 года, автор С. В. Месяц, сравните хотя бы содержание этих двух книг и вы поймете о чем речь!
21 февраля 2020 г. 10:23
2K
5 Понимание
Свобода - это давание самому себе закона действия.
К тому, что определяешь, как "свое", время от времени нужно возвращаться. Каждый идет собственной дорогой, но с навигатором сверяться нелишне. Или с компасом. Или корректировать путь по звездам. Он переплавил кантов моральный закон и звездное небо в единое целое, ну, для меня, за других не скажу: Мамардашвили Звезда и он объяснил, что когда совершаю подлость - это всегда мой выбор (не обстоятельства так сложились, не среда заела, не детские психотравмы). В момент выбора ты и только ты стоишь перед вечностью. Твоя жизнь представляет собой цепь более или менее осознанных выборов, и если не подходить к ним серьезно, за тебя выберет кто-то другой. И отъест кусок твоей жизни, оставив тебя болтаться в безвременьи.
После "Психологической…
20 декабря 2019 г. 23:26
1K
4 После прочтения сжечь
Г. Гегель в труде «Эстетика» открывает перед нами величественные образы мировой культуры, освещая и проникая глубоко внутрь искусства своей мыслью он показывает нам ее нутро, освобождая ее от всяких предрассудков и суждений показывает объективный взгляд на культуру в целом. Гегель считает неблагоприятным время своей эпохи для понимания искусства, а со временем как мы видим, в нашем современном мире понятие и развитие искусства претерпевает еще больший кризис, связанный с онаучиванием во всех сферах деятельности человека, глобальными проблемами современности. «Мысль и рефлексия (в восприятии произведений искусства) обогнали художественное творчество, по этому наше время по своему общему состоянию неблагоприятны для искусства». Показывая в своем труде культуру во всей своей широте Гегель…
25 июня 2019 г. 17:01
1K
3
Где-то на трехсотой странице автор признается, что «настоящая работа вовсе не рассчитана на историю искусства». Облом, но пришлось дочитывать оставшуюся тысячу. Это поистине фундаментальный труд, написанный в научном стиле. Основная тема - история эстетики. Ничего не скажешь умный мужик и читать его тяжело если тебе не очень интересна эстетика. Упор делается на философии (особенно на неоплатонизме) и литераторах, художники где-то урывками и маленькими кусочками. Писателей-философов он ставит явно выше живописцев.
Под неоплатонизмом в контексте данной работы на сколько я понял следует понимать главенство идеального над материальным. Красота - это идеально оформленная в материи идея. Неоплатонизм носит антропоцентрический характер и именно с этой идеей автор носится от начала до конца…