21 августа 2023 г., 18:37

55K

Пола Хокинс о том, как создать хорошую структуру литературного произведения

42 понравилось 0 пока нет комментариев 16 добавить в избранное

«Оставьте место для сюрпризов»

Герои книги заведомо получают больше всего внимания и дольше задерживаются в памяти. Структура же произведения ощущается гораздо слабее и, тем не менее, именно она ключевой элемент читательского удовольствия. Воспоминания о прошлом, сюжетные линии, разделенные по времени или на части, — мне бы хотелось, чтобы в какой-то момент читатель осознал, что на все это есть определенная причина. Чтобы он откинулся назад в своем кресле, улыбнулся и подумал: «А, понятно. Вот к чему писательница клонит».

Хорошая структура — неоценимое подспорье для автора, помогающее построить историю. Так писатель всегда знает, что за чем должно следовать, что нужно раскрыть сейчас, а что потом. Структура — это проводник по книге. Но каждая книга индивидуальна, в каждой свои особенности, поэтому нет единого шаблона структуры, как нет и исчерпывающего учебника по ней. Лично для меня, найти подходящую схему для конкретного романа часто самая проблемная сторона процесса его создания.

В «Девушке в поезде»  я воспользовалась удачным приемом: смогла регулярными поездками героини задать ритм началу романа. Рейчел утром и вечером, день за днем садится в электричку, и я приглашаю читателя присоединиться к ней. Он уже через страницу-другую может легко представить себя смотрящим из окна вагона на проплывающие мимо запущенные окраины Лондона.

С «Тлеющим огнем»  все было иначе. Я решила, что преступление в основе этого романа будет словно камень, брошенный в воду. И постаралась передать вызванный «эффект ряби» в том, как персонажи появляются на страницах и как взаимодействуют между собой. Стоит отметить, однако, что такая идея пришла мне в голову не сразу.

Когда я стала работать над первыми сценами, то не знала, как будет выглядеть окончание: редко можно сразу определиться со структурой романа. Тем не менее, даже если вы предпочитаете планировать в деталях главы или изначально и понятия не имеете, к чему в итоге придете, скорее всего в некий момент (у меня это обычно после половины или двух третей написанного) вам все же придется набросать хоть какую-то схему, чтобы помочь себе увидеть структуру.

Можно создать как простой документ в текстовом редакторе со списком основных пунктов, так и замысловатую доску с фотографиями и ниточками, как в фильмах о поисках серийных убийц. Визуализация структуры позволит оценить арки развития персонажей, заметить в истории повторяющиеся комбинации или перекосы. Есть ли в повествовании периоды, где действие разворачивается слишком медленно? Или, наоборот, слишком активно, без необходимой читателю паузы, чтобы перевести дух? Если история выглядит очень мрачной, вероятно потребуется включить в нее и некоторые светлые эпизоды.

Как уже выше упомянуто, некоторые писатели любят планировать, некоторые не любят. Думаю, большинство все-таки придерживаются срединного варианта. Но даже если вам нравится очень подробно расписывать сюжет, мой совет — оставляйте достаточно места для свободы маневра, особенно в ранних черновиках, ведь вас обязательно ждут сюрпризы и спонтанные озарения. Я лучше всего и с большим наслаждением начинаю писать, когда работа над книгой в самом разгаре, тогда мой ум выдает просто невероятные связи между элементами повествования и новые сюжетные повороты. Мне внезапно открывается ясный путь, и я уже в полной мере понимаю, о чем на самом деле рассказывает мой роман.

Пола Хокинс (Paula Hawkins)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

42 понравилось 16 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также