Критика — рецензии

11 мая 2024 г. 22:13

25

1 Не мое

А мне вот книга совершенно не понравилась. Не нашла я ничего ироничного в витиеватом языке авторов, стремящихся лишь только рассказать всем, какие глупые эти ваши Радищевы, Крыловы и Карамзины. В каждом эссе лишь только изливание желчи в адрес школьный учителей (конечно, это любимая тема всех и вся - ругать учителей) и писателей. При этом все это сказано такими изощренными словами и формами, что уже хочется закричать: «Да выскажите же вы уже прямо свое отношение!». Короче говоря, книга не оправдала ожиданий, вместо нового взгляда на произведения «изящные уроки» поливания нечистотами классиков русской литературы. 

Развернуть

11 мая 2024 г. 15:48

13

3.5 Неоправданные ожидания

После многочисленных дифирамбов  и выдвижения "Кадавров"  Поляринова на Большую книгу захотелось познакомиться с его творчеством. Началом стал сборник эссе о литературе.

Да, килограмма два слов точно наберётся, хотя большая часть из них об английской и американской литературе и в основном модернистской или фантастике. Наверное, авторский выбор определялся не его теперешним житием в США , а его интересом как критика и читателя.

Половина авторов или произведений мне не знакома, но желания читать их эссе Поляринова не вызвали.

Нельзя не заметить прекрасного знания предмета и свободной ориентации автора в контексте мировой литературы.  Но многие страницы читать скучновато. А рассуждения о разнице реакций на теракты в Америке и России не просто некорректны, а отражают какое-то отчуждение и …

Развернуть
RittaStashek

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 мая 2024 г. 14:21

54

5

Эта книга - настоящий подарок для всех любителей английской литературы и фэнтези. На огромном литературном материале автор показывает, как осмыслялось в английской культуре Чудесное - и Детство. Как открывалась читателю и писателю Волшебная страна - и как они сами формировали ее силой воображения. Среди исследуемых авторов всем нам хорошо знакомые, классики: Л. Кэрролл, К. С. Льюис, Дж. Р. Толкин, Дж. Роулинг... И практически неизвестные русскому читателю (да и на родине не снискавшие бешеной популярности) Дж. Макдональд, Ч. Уильямс, Ф. Пулман, С. Кларк... А ещё Честертон, Милн, К. Грэм, Пратчетт... Анализируя их творчество, исследователь постоянно обращается к опыту античности, Средневековья, эпохи Возрождения. Это настоящий, качественный филологический анализ, без хайпа и…

Развернуть

4 мая 2024 г. 15:37

15

5

Интересная книга! Алис Зенитер создала действительно масштабное произведение по истории литературы, от древности до наших дней. Крупная часть отводится тому как строится повествование, и за этим действительно интересно наблюдать если вы, как и я, любите читать. Интеллектуальный стэндап - не просто надпись, а гарантия того что вы встретите здесь юмор и что чтение не будет душным и тоскливым)

3 мая 2024 г. 17:47

93

2.5 Карамзин не писатель, а Белинский не критик, или как я почти залез в петл....

Исписав сорокавосьмилистную тетрадь конспектом сия шедевра, проведя над ним около, наверное, суток своей жизни, я решил не терпеть и выписать вывод по вот этому вот.

Первые три статьи посвящены (опять) ненависти ко всему, что было до Пушкина, вернее, он третий раз пишет одно и то же, что было ранее в статье "Литературные мечтания" и "Русская литература 1842г". Точнее, нет, он переобулся уже третий раз подряд. Он пишет про путь русской литературы, но в каждом из его обзоров на одних и тех же авторов РАЗНОЕ МНЕНИЕ (в большинстве своём). Но это то ладно, личностный рост, или что у него там, мнение меняется с возрастом (хотя какой там возраст, лол, уже взрослый дядя, найди работу). Но у него даже в пределах "Сочинений Пушкина" иногда меняется позиция по каким-то вопросам. Но как же он неровно…

Развернуть
Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 мая 2024 г. 13:12

5K

2 Редактура с подробностями

Во внутрицеховую кухню любых профессий влезать люблю, и регулярно практикую. Поэтому влезть в профессию редактора стояло в обязательном райдере «куда еще засунуть свой нос картошкой». В эту книгу я залез и... постарался побыстрее вылезти. Просто потому, что совершенно не понял, к чему эта книга, зачем она была нужна, и кому от этого станет интереснее.

Да, я очень уважаю людей «больных» своей профессией, способные посвящать своей профессии не только рабочее, но еще и личное время; вкладывать туда свою творческую энергию. Автор вложил свою творческую энергию в данную книгу, объединив свои статьи, написанные более чем за 20 лет редакторской практики. Писал, вернее, систематизировал больше для себя. В результате становится непонятно, для кого это было сделано.

Да, книги с удобными оглавления и…

Развернуть
Empira

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 мая 2024 г. 19:42

33

4.5

Прочитала литературные эссе моего любимого Поляринова, где он разбирает творчество авторов с юмором и без высокомерия критиков. Авторы совершенно разных направлений и эпох, но, к сожалению, интересных мне я уже и так знаю, а главы о других так и не разожгли во мне интереса. В прошлой книге о литературе я только и успевала делать закладки, но сейчас только радовалась авторскому слогу и мировоззрению.

Поляринов пишет с такого угла зрения о литературе, что я с радостью в очередной раз почитаю о том, что Кинг разноплановый автор, который своим упорством достиг признания, но при этом рандомная женщина может не поверить ему, что он написал "Побег из Шоушенка". А его заключительное эссе о чтении надо раздавать как памятку учителям литературы. Так "смори на луну, а не на палец, который на нее…

Развернуть

30 апреля 2024 г. 18:33

26

5 Я — девушка с теорией литературы

Книга «Я — девушка без истории» Алис Зенитер — это увлекательное эссе, которое приглашает читателя в путешествие по истории литературы. Автор размышляет о том, как создаются великие истории, начиная с античности и до наших дней. Зенитер задаётся вопросами о том, что делает хороший сюжет, как изображаются женские персонажи в литературном каноне и какое влияние оказывает патриархат на литературу. Она с юмором и иронией рассуждает о силе слова, раскрывает тайны писательского ремесла и рисует понятные читателю схемы. Также Зенитер строит некоторые кусочки книги в формате диалогов, рассуждая на определенные темы. Это эссе будет интересно всем, кто интересуется созданием историй, а также тем, кто просто любит читать и смотреть фильмы.

30 апреля 2024 г. 11:55

29

3

Ой, не знаю. Слишком субъективно, чтобы это было похоже на правду. Да ещё и отсылки к Макиавелли и Юнгу - на мой взгляд это прям перебор. Уж не настолько герой героичен. На один раз прочитать - да, для коллекции - нет. За счёт того, что много цитирования оригинального текста, эту книгу можно рассматривать как пособие для подготовки к тематическим квизам по ГП, но не более того.

dyudyuchechka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 апреля 2024 г. 17:52

55

2.5

Не очень понимаю, как можно оценивать чужие размышления о книгах, но меня просто не заинтересовало, поэтому моя оценка абсолютно нейтральная середина.

Конечно, как читающий человек, хоть и любитель как раз неглубокого, а обычных плебейских жанров, который любит захватывающий сюжет, а не раскрытие души человеческой, помноженой на красоту словоблюдия, я слышала имя автора. Я знаю, что она достаточно популярна и есть много видео и подскастов с ней. Но у меня никогда не возникало желания послушать. Наверное, становись я фанатом какой-то книги, как будь она человеком, мне хотелось бы больше знать о ней, слушать о ней. Но увы, меня всегда останавливает мысль, что я в это время могу просто прочитать другую книгу. Наверное, будь я в голодном поиске, что же почитать, или любителям читать списки -…

Развернуть

26 апреля 2024 г. 23:41

194

3.5 Легко и познавательно.

Легкий нон-фикшн о литературе в виде эссе, написанный приятным слогом. Тем не менее, эффекта «Вау» не случилось. У автора есть дельные советы. К примеру, как выбирать книгу, чтобы было больше шансов не прогадать с выбором: надо запоминать не только фамилии понравившихся авторов, но и издательства, фамилии переводчиков и редакторов. Это поможет избежать корявого текста и перевода, которые порой раздражают. Также Галина Юзефович говорит о том, что бывают и книжные тренды. Я, кстати, стала замечать это только несколько лет назад. Пожалуй, мне близка позиция автора, что книга должна мной манипулировать. Но сделано это должно быть тонко и органично. Если книга не вызывает во мне эмоций, то она мне не близка, и как бы при этом не был причесан текст.

А вот с мнением о том, что «если бы Чехов жил…

Развернуть

22 апреля 2024 г. 16:43

33

4.5 Очень интересно. Но не всегда все понятно =)

Книга читалась на одном дыхании за исключением одного эссе, посвященного Пулману. Во-первых, это эссе выбивается из остальных более дидактическим и научным слогом. Во-вторых, тут я столкнулась с очередным своим книжным "нет". Но не в самом эссе, а в описываемом отношении Пулмана к религии. Указано что Пулман романтизирует Сатану, что для меня неприемлимо (даже если откинуть в сторону религию как таковую, для меня неприемлимо когда негодяя и отрицательного героя делают харизматичным привлекательным). Я понимаю, что в реальной жизни мы часто можем встретить человека с большей частью негативными чертами довольно при этом харизматичного. Но вся моя душа восстает против такого. Тем не менее, я все еще хочу прочитать мерию книг Пулмана про "Темные начала". Интересна сама идея еденения…

Развернуть

19 апреля 2024 г. 07:06

29

4 Добротно

Ну что может сказать поклонница викторианской литературы прочитав поверхностные зарисовки о творчестве своих  любимейших авторов. Не плохо, но вот хочется более развернуто, больше. Ну так каа об этих авторах у нас в стране не особо популярно писать, то рады и этому.

18 апреля 2024 г. 12:50

160

4.5 «Кризис повествования»: вы его замечали?

Замечали, например, что начинаете читать новую книгу — неинтересно, начинаете смотреть очередной фильм — опять неинтересно? Всё предсказуемо, старая жвачка жуется.

Современный философ (немецкий, корейского происхождения) Бён Чхоль Хан заметил и захотел об этом поговорить. Получилось как бы в продолжение «Общества усталости», которое я у него читала. И много знакомых лиц вроде философа Вальтера Беньямина.

Но мне без разницы, кого он себе в поддержку привлекает и цитирует, если из этого складывается нечто любопытное. А складывается, если коротенько, вот что.

«Повествование и информация – это противодействующие силы» Когда люди рассказывали друг другу истории, это усиливало в них способность к эмпатии и объединяло в сообщества. Был рассказчик, и были слушатели. Повествование предполагает…

Развернуть
lapl4rt

Эксперт

Эксперт по жизни

15 апреля 2024 г. 13:38

41

1

У этой книги есть один огромный плюс: она маленькая и написана очень простым языком. Больше, увы, хвалить нечего, поэтому читается быстро. Обозначенная как критика, книга не тянет даже на сборник анекдотов. Мутности начинаются прямо с предисловия, где автор обращается ко всем учителям литературы с просьбой не заставлять школьников писать сочинения, мол, ни к чему хорошему это не приведет. Если судить по данной книге, то действительно, ни к чему хорошему не привели попытки научить маленького Валеру писать тексты на заданную тему. Нечто похожее век назад написала И.Одоевцева: рассказы о людях, с которыми она встречалась или о которых слышала. Получилось интересно, связно, красиво. У В.Печейкина вышел сборник текстов в стиле что-вижу-о-том-пою: пересказ известных баек (в лучшем случае), тут…

Развернуть

13 апреля 2024 г. 06:33

36

5

Николай Эппле  – филолог, журналист, специалист по истории западноевропейской литературы, переводчик Льюиса и Кита. Идеальный и надежный проводник по Волшебной стране и ее окрестностям!

Книга выросла из цикла авторских статей-лекций «Как читать английскую литературу» и представляет собой увлекательный филологический и биографический путеводитель по английской не/детской литературе, в которой читатели всего мира до сих пор ищут не только убежище от окружающей действительности, но и решения возникающих в ней проблем

Правда, определение «страна» не совсем подходит к масштабу книги. Вас ждет путешествие в целые миры - Макдональда, Кэролла, Грэма, Милна, Честертона, Уильямса, Льюиса, Толкина, Пратчетта, Пулмана, Кларк, Роулинг и Байетт.
Справедливости ради стоит отметить, что финальная глава…

Развернуть
AndrejGorovenko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 апреля 2024 г. 22:41

119

4 «Слово о полку Игореве» как мифологический эпос

Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве» (=Wiener Slawistischer Almanach ∙ Sonderband ∙ 12). Wien, 1984. — 406 с. — Тираж не указан.
Текст этого издания есть в Сети.

Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». — М.: Аграф, 2000. — 608 с. — Тираж 2.000 экз. 
В рецензии ссылки будут на это издание, которое на сегодняшний день не оцифровано. Расположение текста на страницах в изданиях 1984 и 2000 гг. не тождественно.

Прежде чем говорить об этой сложной книге, неплохо бы понять,что представляет собой её автор. Задача усложняется тем, что филологов Гаспаровых двое, и неосведомлённые люди их путают. А они даже не родственники, и различать их не слишком сложно: Михаил Гаспаров родился за шесть лет до ВОВ, Борис Гаспаров за год до ВОВ; Михаил — русский еврей, Борис — русский армянин;…

Развернуть

11 апреля 2024 г. 11:53

37

2

Очень странная книга, с очень странной версткой. Как-будто Жаринову нужно было собрать побыстрее книгу, поэтому в ход пошли все "свободные" статьи, она получилась очень сырая и непроработанная. Сборная солянка, про каких-то писателей одна статья, про каких-то больше. Не могу сказать, что читать было скучно, пара статей даже понравились, но было ощущение незавершенности и скомканности всего текста. Возможно, что я не поняла концепт и это просто не мой автор, но проверять дальше мне почему-то не хочется.

9 апреля 2024 г. 00:01

17

0.5 Не стоит ожиданий

Ужасная книга, если вы сами хоть сколько-нибудь способны к литературному анализу: слишком мало ценных фактов, очень много отсебятины и притянутых за уши размышлений в духе западных исследований, основная цель которых — очернить советское прошлое и быт советского человека, что к подлинному литературоведению отношения, конечно же, не имеет. 

Развернуть

8 апреля 2024 г. 22:58

19

4

Страстоцвет - книга о том, какую роль сыграли экзотические комнатные растения в русской литературе конца 19-начала 20 века. Возможно, эти растения повлияли и на возникновение модернизма. Кажется, что все уже давно привыкли, что роза — это эмблема печали, а еще символ любви. Нарцисс — отсылает нас к древнегреческим мифам и пахнет эгоизмом. Полевые цветы намекают на невинность. А если в доме появляется орхидея, или, например, пальма, что делать русским писателям и поэтам, как их осваивать? Рододендрон, например. Пока выговоришь, язык сломаешь. Но они же еще не заняты четкими ассоциациями, не наполненные идеями, образами, метафорами. И русские поэты и прозаики ринулись осваивать это все новое. Афанасий Фет попытался пристроить рододендрон в 1856 году - роскошные кусты белых, розовых и…

Развернуть

8 апреля 2024 г. 10:45

30

4 Критический винегрет

Много коротких статей разных авторов по разным темам в одном сборнике, - собственно, это и есть главный его недостаток. Читать в формате "от корки до корки" такое издание неудобно: информация смешивается, авторство статей не запоминается, тезисы одной публикации перекрываются тезисами другой. В свете этого рекомендовала бы выборочное чтение, в зависимости от целей читающего: изучение какого-то конкретного вопроса, или изучение точки зрения конкретного критика в нескольких его статьях. По сути это издание - справочник текущей литературной критики.

Inku

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 апреля 2024 г. 23:17

238

4.5 Замыслил я побег

… для них было очевидно, что традиционные вопросы о добре и зле, прежние этические нормы нуждаются в переоценке. Но по-новому поставить старые вопросы в условиях кризиса ценностей, когда почва уходит из-под ног, невозможно. И тут приходит на помощь Вторичная реальность – выдуманная, изолированная от «потерянной» и безнадежной повседневности, но в то же время основанная на незыблемых нравственных законах.

«Они» в цитате – это представители поколения, сформированного Первой мировой войной. А сама книга – сборник эссе о двенадцати (с половиной) писателях, которых автор объединил темой «Волшебная страна в английской литературной традиции»: Макдональд, Кэрролл, Грэм, Милн, Честертон, Уильямс, Льюис, Толкин, Пулман, Пратчетт, Роулинг, Кларк и чуть-чуть Байетт. Совсем уж искусственным такое…

Развернуть
oxnaxy

Эксперт

Космическая душнила

7 апреля 2024 г. 10:30

87

4

Редко (никогда) читаю критику, хотя прекрасную Анна Сергеева-Клятис - Заложники любви (и утраченную аж 2 раза в бумаге) помню до сих пор. И пусть она больше о самих поэтах, всё же некая схожесть именно в них, несомненно, есть.

Здесь же говорится именно о поэзии, но с использованием «языка цветов». Это крайне необычно и настолько интересно, что в пору брать кого-нибудь за руку и приглашать читать это вместе – каждый по странице, а лучше – по главе. Брошу здесь несколько намеков на интересные истории, что тут скрываются: * Как вам советы по уходу за растениями, например, такие (да, здесь не только поэзия, здесь настоящая история): (осторожно оставляю здесь «факт»:

садовая земля — это земля, купленная у садовников)

- воду для растений полезно настаивать на обрезках говядины и сала, - лучше…

Развернуть

6 апреля 2024 г. 20:03

33

4 Занимательное литературоведение

Этанебольшое издание оказалось довольно ёмким по содержанию. Под  одной обложкой две книги эссе-новелл, одна о Гоголе, другая «Тайная история творений» о сочинениях и их авторах разных времен и народов – от «Метаморфоз» Овидия до «Котлована» Платонова. Плюс еще рассказы о Катулле «История песен» и «Языки Нимродовой башни».

Причем чтение новелл абсолютно не похоже на строгие статьи из учебника по литературе. Я бы назвала это занимательным литературоведением.Существуют же популяризаторы физики или химии. Владислав Отрошенко делает то же с литературоведением. Иногда удивляешься - не вымысел ли эти истории с паспортом Гоголя или песнями Катулла?

Даже известные, хрестоматийные факты и события из жизни Пушкина, Гоголя или Тютчева поданы так, будто рассказывает очевидец событий, знакомец,…

Развернуть