11 мая 2024 г. 22:13
25
1 Не мое
А мне вот книга совершенно не понравилась. Не нашла я ничего ироничного в витиеватом языке авторов, стремящихся лишь только рассказать всем, какие глупые эти ваши Радищевы, Крыловы и Карамзины. В каждом эссе лишь только изливание желчи в адрес школьный учителей (конечно, это любимая тема всех и вся - ругать учителей) и писателей. При этом все это сказано такими изощренными словами и формами, что уже хочется закричать: «Да выскажите же вы уже прямо свое отношение!». Короче говоря, книга не оправдала ожиданий, вместо нового взгляда на произведения «изящные уроки» поливания нечистотами классиков русской литературы.
11 мая 2024 г. 15:48
13
3.5 Неоправданные ожидания
После многочисленных дифирамбов и выдвижения "Кадавров" Поляринова на Большую книгу захотелось познакомиться с его творчеством. Началом стал сборник эссе о литературе.
Да, килограмма два слов точно наберётся, хотя большая часть из них об английской и американской литературе и в основном модернистской или фантастике. Наверное, авторский выбор определялся не его теперешним житием в США , а его интересом как критика и читателя.
Половина авторов или произведений мне не знакома, но желания читать их эссе Поляринова не вызвали.
Нельзя не заметить прекрасного знания предмета и свободной ориентации автора в контексте мировой литературы. Но многие страницы читать скучновато. А рассуждения о разнице реакций на теракты в Америке и России не просто некорректны, а отражают какое-то отчуждение и …
9 мая 2024 г. 14:21
54
5
Эта книга - настоящий подарок для всех любителей английской литературы и фэнтези. На огромном литературном материале автор показывает, как осмыслялось в английской культуре Чудесное - и Детство. Как открывалась читателю и писателю Волшебная страна - и как они сами формировали ее силой воображения. Среди исследуемых авторов всем нам хорошо знакомые, классики: Л. Кэрролл, К. С. Льюис, Дж. Р. Толкин, Дж. Роулинг... И практически неизвестные русскому читателю (да и на родине не снискавшие бешеной популярности) Дж. Макдональд, Ч. Уильямс, Ф. Пулман, С. Кларк... А ещё Честертон, Милн, К. Грэм, Пратчетт... Анализируя их творчество, исследователь постоянно обращается к опыту античности, Средневековья, эпохи Возрождения. Это настоящий, качественный филологический анализ, без хайпа и…
4 мая 2024 г. 15:37
15
5
Интересная книга! Алис Зенитер создала действительно масштабное произведение по истории литературы, от древности до наших дней. Крупная часть отводится тому как строится повествование, и за этим действительно интересно наблюдать если вы, как и я, любите читать. Интеллектуальный стэндап - не просто надпись, а гарантия того что вы встретите здесь юмор и что чтение не будет душным и тоскливым)
3 мая 2024 г. 17:47
93
2.5 Карамзин не писатель, а Белинский не критик, или как я почти залез в петл....
Исписав сорокавосьмилистную тетрадь конспектом сия шедевра, проведя над ним около, наверное, суток своей жизни, я решил не терпеть и выписать вывод по вот этому вот.
Первые три статьи посвящены (опять) ненависти ко всему, что было до Пушкина, вернее, он третий раз пишет одно и то же, что было ранее в статье "Литературные мечтания" и "Русская литература 1842г". Точнее, нет, он переобулся уже третий раз подряд. Он пишет про путь русской литературы, но в каждом из его обзоров на одних и тех же авторов РАЗНОЕ МНЕНИЕ (в большинстве своём). Но это то ладно, личностный рост, или что у него там, мнение меняется с возрастом (хотя какой там возраст, лол, уже взрослый дядя, найди работу). Но у него даже в пределах "Сочинений Пушкина" иногда меняется позиция по каким-то вопросам. Но как же он неровно…
3 мая 2024 г. 13:12
5K
2 Редактура с подробностями
Во внутрицеховую кухню любых профессий влезать люблю, и регулярно практикую. Поэтому влезть в профессию редактора стояло в обязательном райдере «куда еще засунуть свой нос картошкой». В эту книгу я залез и... постарался побыстрее вылезти. Просто потому, что совершенно не понял, к чему эта книга, зачем она была нужна, и кому от этого станет интереснее.
Да, я очень уважаю людей «больных» своей профессией, способные посвящать своей профессии не только рабочее, но еще и личное время; вкладывать туда свою творческую энергию. Автор вложил свою творческую энергию в данную книгу, объединив свои статьи, написанные более чем за 20 лет редакторской практики. Писал, вернее, систематизировал больше для себя. В результате становится непонятно, для кого это было сделано.
Да, книги с удобными оглавления и…
2 мая 2024 г. 19:42
33
4.5
Прочитала литературные эссе моего любимого Поляринова, где он разбирает творчество авторов с юмором и без высокомерия критиков. Авторы совершенно разных направлений и эпох, но, к сожалению, интересных мне я уже и так знаю, а главы о других так и не разожгли во мне интереса. В прошлой книге о литературе я только и успевала делать закладки, но сейчас только радовалась авторскому слогу и мировоззрению.
Поляринов пишет с такого угла зрения о литературе, что я с радостью в очередной раз почитаю о том, что Кинг разноплановый автор, который своим упорством достиг признания, но при этом рандомная женщина может не поверить ему, что он написал "Побег из Шоушенка". А его заключительное эссе о чтении надо раздавать как памятку учителям литературы. Так "смори на луну, а не на палец, который на нее…
30 апреля 2024 г. 18:33
26
5 Я — девушка с теорией литературы
Книга «Я — девушка без истории» Алис Зенитер — это увлекательное эссе, которое приглашает читателя в путешествие по истории литературы. Автор размышляет о том, как создаются великие истории, начиная с античности и до наших дней. Зенитер задаётся вопросами о том, что делает хороший сюжет, как изображаются женские персонажи в литературном каноне и какое влияние оказывает патриархат на литературу. Она с юмором и иронией рассуждает о силе слова, раскрывает тайны писательского ремесла и рисует понятные читателю схемы. Также Зенитер строит некоторые кусочки книги в формате диалогов, рассуждая на определенные темы. Это эссе будет интересно всем, кто интересуется созданием историй, а также тем, кто просто любит читать и смотреть фильмы.
30 апреля 2024 г. 11:55
29
3
Ой, не знаю. Слишком субъективно, чтобы это было похоже на правду. Да ещё и отсылки к Макиавелли и Юнгу - на мой взгляд это прям перебор. Уж не настолько герой героичен. На один раз прочитать - да, для коллекции - нет. За счёт того, что много цитирования оригинального текста, эту книгу можно рассматривать как пособие для подготовки к тематическим квизам по ГП, но не более того.
27 апреля 2024 г. 17:52
55
2.5
Не очень понимаю, как можно оценивать чужие размышления о книгах, но меня просто не заинтересовало, поэтому моя оценка абсолютно нейтральная середина.
Конечно, как читающий человек, хоть и любитель как раз неглубокого, а обычных плебейских жанров, который любит захватывающий сюжет, а не раскрытие души человеческой, помноженой на красоту словоблюдия, я слышала имя автора. Я знаю, что она достаточно популярна и есть много видео и подскастов с ней. Но у меня никогда не возникало желания послушать. Наверное, становись я фанатом какой-то книги, как будь она человеком, мне хотелось бы больше знать о ней, слушать о ней. Но увы, меня всегда останавливает мысль, что я в это время могу просто прочитать другую книгу. Наверное, будь я в голодном поиске, что же почитать, или любителям читать списки -…
26 апреля 2024 г. 23:41
194
3.5 Легко и познавательно.
Легкий нон-фикшн о литературе в виде эссе, написанный приятным слогом. Тем не менее, эффекта «Вау» не случилось. У автора есть дельные советы. К примеру, как выбирать книгу, чтобы было больше шансов не прогадать с выбором: надо запоминать не только фамилии понравившихся авторов, но и издательства, фамилии переводчиков и редакторов. Это поможет избежать корявого текста и перевода, которые порой раздражают. Также Галина Юзефович говорит о том, что бывают и книжные тренды. Я, кстати, стала замечать это только несколько лет назад. Пожалуй, мне близка позиция автора, что книга должна мной манипулировать. Но сделано это должно быть тонко и органично. Если книга не вызывает во мне эмоций, то она мне не близка, и как бы при этом не был причесан текст.
А вот с мнением о том, что «если бы Чехов жил…
22 апреля 2024 г. 16:43
33
4.5 Очень интересно. Но не всегда все понятно =)
Книга читалась на одном дыхании за исключением одного эссе, посвященного Пулману. Во-первых, это эссе выбивается из остальных более дидактическим и научным слогом. Во-вторых, тут я столкнулась с очередным своим книжным "нет". Но не в самом эссе, а в описываемом отношении Пулмана к религии. Указано что Пулман романтизирует Сатану, что для меня неприемлимо (даже если откинуть в сторону религию как таковую, для меня неприемлимо когда негодяя и отрицательного героя делают харизматичным привлекательным). Я понимаю, что в реальной жизни мы часто можем встретить человека с большей частью негативными чертами довольно при этом харизматичного. Но вся моя душа восстает против такого. Тем не менее, я все еще хочу прочитать мерию книг Пулмана про "Темные начала". Интересна сама идея еденения…
19 апреля 2024 г. 07:06
29
4 Добротно
Ну что может сказать поклонница викторианской литературы прочитав поверхностные зарисовки о творчестве своих любимейших авторов. Не плохо, но вот хочется более развернуто, больше. Ну так каа об этих авторах у нас в стране не особо популярно писать, то рады и этому.
18 апреля 2024 г. 12:50
160
4.5 «Кризис повествования»: вы его замечали?
Замечали, например, что начинаете читать новую книгу — неинтересно, начинаете смотреть очередной фильм — опять неинтересно? Всё предсказуемо, старая жвачка жуется.
Современный философ (немецкий, корейского происхождения) Бён Чхоль Хан заметил и захотел об этом поговорить. Получилось как бы в продолжение «Общества усталости», которое я у него читала. И много знакомых лиц вроде философа Вальтера Беньямина.
Но мне без разницы, кого он себе в поддержку привлекает и цитирует, если из этого складывается нечто любопытное. А складывается, если коротенько, вот что.
«Повествование и информация – это противодействующие силы» Когда люди рассказывали друг другу истории, это усиливало в них способность к эмпатии и объединяло в сообщества. Был рассказчик, и были слушатели. Повествование предполагает…
15 апреля 2024 г. 13:38
41
1
У этой книги есть один огромный плюс: она маленькая и написана очень простым языком. Больше, увы, хвалить нечего, поэтому читается быстро. Обозначенная как критика, книга не тянет даже на сборник анекдотов. Мутности начинаются прямо с предисловия, где автор обращается ко всем учителям литературы с просьбой не заставлять школьников писать сочинения, мол, ни к чему хорошему это не приведет. Если судить по данной книге, то действительно, ни к чему хорошему не привели попытки научить маленького Валеру писать тексты на заданную тему. Нечто похожее век назад написала И.Одоевцева: рассказы о людях, с которыми она встречалась или о которых слышала. Получилось интересно, связно, красиво. У В.Печейкина вышел сборник текстов в стиле что-вижу-о-том-пою: пересказ известных баек (в лучшем случае), тут…
13 апреля 2024 г. 06:33
36
5
Николай Эппле – филолог, журналист, специалист по истории западноевропейской литературы, переводчик Льюиса и Кита. Идеальный и надежный проводник по Волшебной стране и ее окрестностям!
Книга выросла из цикла авторских статей-лекций «Как читать английскую литературу» и представляет собой увлекательный филологический и биографический путеводитель по английской не/детской литературе, в которой читатели всего мира до сих пор ищут не только убежище от окружающей действительности, но и решения возникающих в ней проблем
Правда, определение «страна» не совсем подходит к масштабу книги. Вас ждет путешествие в целые миры - Макдональда, Кэролла, Грэма, Милна, Честертона, Уильямса, Льюиса, Толкина, Пратчетта, Пулмана, Кларк, Роулинг и Байетт.
Справедливости ради стоит отметить, что финальная глава…
12 апреля 2024 г. 22:41
119
4 «Слово о полку Игореве» как мифологический эпос
Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве» (=Wiener Slawistischer Almanach ∙ Sonderband ∙ 12). — Wien, 1984. — 406 с. — Тираж не указан.
Текст этого издания есть в Сети.
Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». — М.: Аграф, 2000. — 608 с. — Тираж 2.000 экз.
В рецензии ссылки будут на это издание, которое на сегодняшний день не оцифровано. Расположение текста на страницах в изданиях 1984 и 2000 гг. не тождественно.
Прежде чем говорить об этой сложной книге, неплохо бы понять,что представляет собой её автор. Задача усложняется тем, что филологов Гаспаровых двое, и неосведомлённые люди их путают. А они даже не родственники, и различать их не слишком сложно: Михаил Гаспаров родился за шесть лет до ВОВ, Борис Гаспаров за год до ВОВ; Михаил — русский еврей, Борис — русский армянин;…
11 апреля 2024 г. 11:53
37
2
Очень странная книга, с очень странной версткой. Как-будто Жаринову нужно было собрать побыстрее книгу, поэтому в ход пошли все "свободные" статьи, она получилась очень сырая и непроработанная. Сборная солянка, про каких-то писателей одна статья, про каких-то больше. Не могу сказать, что читать было скучно, пара статей даже понравились, но было ощущение незавершенности и скомканности всего текста. Возможно, что я не поняла концепт и это просто не мой автор, но проверять дальше мне почему-то не хочется.
9 апреля 2024 г. 00:01
17
0.5 Не стоит ожиданий
Ужасная книга, если вы сами хоть сколько-нибудь способны к литературному анализу: слишком мало ценных фактов, очень много отсебятины и притянутых за уши размышлений в духе западных исследований, основная цель которых — очернить советское прошлое и быт советского человека, что к подлинному литературоведению отношения, конечно же, не имеет.
8 апреля 2024 г. 22:58
19
4
Страстоцвет - книга о том, какую роль сыграли экзотические комнатные растения в русской литературе конца 19-начала 20 века. Возможно, эти растения повлияли и на возникновение модернизма. Кажется, что все уже давно привыкли, что роза — это эмблема печали, а еще символ любви. Нарцисс — отсылает нас к древнегреческим мифам и пахнет эгоизмом. Полевые цветы намекают на невинность. А если в доме появляется орхидея, или, например, пальма, что делать русским писателям и поэтам, как их осваивать? Рододендрон, например. Пока выговоришь, язык сломаешь. Но они же еще не заняты четкими ассоциациями, не наполненные идеями, образами, метафорами. И русские поэты и прозаики ринулись осваивать это все новое. Афанасий Фет попытался пристроить рододендрон в 1856 году - роскошные кусты белых, розовых и…
8 апреля 2024 г. 10:45
30
4 Критический винегрет
Много коротких статей разных авторов по разным темам в одном сборнике, - собственно, это и есть главный его недостаток. Читать в формате "от корки до корки" такое издание неудобно: информация смешивается, авторство статей не запоминается, тезисы одной публикации перекрываются тезисами другой. В свете этого рекомендовала бы выборочное чтение, в зависимости от целей читающего: изучение какого-то конкретного вопроса, или изучение точки зрения конкретного критика в нескольких его статьях. По сути это издание - справочник текущей литературной критики.
7 апреля 2024 г. 23:17
238
4.5 Замыслил я побег
… для них было очевидно, что традиционные вопросы о добре и зле, прежние этические нормы нуждаются в переоценке. Но по-новому поставить старые вопросы в условиях кризиса ценностей, когда почва уходит из-под ног, невозможно. И тут приходит на помощь Вторичная реальность – выдуманная, изолированная от «потерянной» и безнадежной повседневности, но в то же время основанная на незыблемых нравственных законах.
«Они» в цитате – это представители поколения, сформированного Первой мировой войной. А сама книга – сборник эссе о двенадцати (с половиной) писателях, которых автор объединил темой «Волшебная страна в английской литературной традиции»: Макдональд, Кэрролл, Грэм, Милн, Честертон, Уильямс, Льюис, Толкин, Пулман, Пратчетт, Роулинг, Кларк и чуть-чуть Байетт. Совсем уж искусственным такое…
7 апреля 2024 г. 10:30
87
4
Редко (никогда) читаю критику, хотя прекрасную Анна Сергеева-Клятис - Заложники любви (и утраченную аж 2 раза в бумаге) помню до сих пор. И пусть она больше о самих поэтах, всё же некая схожесть именно в них, несомненно, есть.
Здесь же говорится именно о поэзии, но с использованием «языка цветов». Это крайне необычно и настолько интересно, что в пору брать кого-нибудь за руку и приглашать читать это вместе – каждый по странице, а лучше – по главе. Брошу здесь несколько намеков на интересные истории, что тут скрываются: * Как вам советы по уходу за растениями, например, такие (да, здесь не только поэзия, здесь настоящая история): (осторожно оставляю здесь «факт»:
садовая земля — это земля, купленная у садовников)
- воду для растений полезно настаивать на обрезках говядины и сала, - лучше…
6 апреля 2024 г. 20:03
33
4 Занимательное литературоведение
Этанебольшое издание оказалось довольно ёмким по содержанию. Под одной обложкой две книги эссе-новелл, одна о Гоголе, другая «Тайная история творений» о сочинениях и их авторах разных времен и народов – от «Метаморфоз» Овидия до «Котлована» Платонова. Плюс еще рассказы о Катулле «История песен» и «Языки Нимродовой башни».
Причем чтение новелл абсолютно не похоже на строгие статьи из учебника по литературе. Я бы назвала это занимательным литературоведением.Существуют же популяризаторы физики или химии. Владислав Отрошенко делает то же с литературоведением. Иногда удивляешься - не вымысел ли эти истории с паспортом Гоголя или песнями Катулла?
Даже известные, хрестоматийные факты и события из жизни Пушкина, Гоголя или Тютчева поданы так, будто рассказывает очевидец событий, знакомец,…