Рецензии

Оценка Anastasia246:  4.5  
"Я смерти не боюсь... труднее жизнь"

"Учусь радоваться небольшим частицам счастия - вот как этому скупому фрагменту света, который озаряет страницы моего дневника. Как этому тихому часу, когда все мое семейство сладко спит под мерный стук колес...

Луна в небесах - словно серебряная печать"

Время в этой книге словно стирает границы личного, и без того хрупкие до невозможности. Чужой дневник - что вообще может быть интимнее на свете дневниковых записей? - становится некой путеводной звездой для одной девочки, девушки, женщины, живущей через век, ее советчиком на долгие годы и долгой же загадкой.

Весь процесс чтения удивительно было наблюдать (и отыскивать самостоятельно) параллели жизней Ксенички из дневников и Ксении-реальной, нынешней, советской (а потом и российской). Героинь вообще многое роднит меж собой, даже странно… Развернуть 

Оценка majj-s:  5  
Как слово наше отзовется
Общее у нас не кровь. а чернила. Фиолетовые, которыми писала Ксеничка, и синие, какими пишу я сама.

  Новый роман Анны Матвеевой ждет большое и славное литературное будущее. У камерной истории двух женщин, судьбы которых странным образом переплелись, вобрав полуторавековую историю страны, есть все, чтобы снискать любовь обычно не совпадающих в оценке  критиков и широкой читательской аудитории.

Дневники двух девочек-девушек-женщин, у которых одно на двоих только имя, Ксения, хотя и оно звучит по-разному. Ксеничка Лёвшина рождена на западной окраине Российской Империи в конце позапрошлого века, Ксана Лесовая в советском Свердловске начала семидесятых прошлого. Одна встретила мужчину своей жизни в юности, прожила с ним полвека и родила семерых детей, у другой мужа и детей нет.  Но,… Развернуть 

Оценка orlangurus:  5  
"Память – большая затейница."

Бывает ли у вас так, что, когда вроде бы точно помните, как что-то происходило лет 10 назад, всё же в самых глубинах памяти немножко суетится маленький чёртик, подсказывающий, что всё же не совсем так было сказано, сделано, подумано? У меня бывает... И, поскольку в отличие от героинь книги, дневников я не веду, остаётся только гадать, насколько честно я помню событие. Не то, чтобы я специально хотела "подкрасить" в нужных местах, а просто действительно, как сказано у Матвеевой, память - большая затейница.
В книге, вернее, в историях двух женщин, чьи судьбы неразделимо переплелись именно из-за дневников, особенно ценна честность воспоминаний. Их двое - дворянская девочка Ксеничка перед самым сломом нормальной дворянской жизни и советская девочка Ксана перед самым концом советского периода… Развернуть 

Оценка EvA13K:  3.5  

Не могу назвать себя большим почитателем современной русской прозы, но всё же встречались мне очень понравившиеся такие книги. Да и детскую литературу люблю, а ведь первая часть романа, да и дальше, частично, рассказывается от лица девочек, что сближает роман с одним из моих любимых жанров. А здесь что-то не сложилось, пошло не так и читать было не слишком интересно. Я узнала, что связывает через век двух ведущих дневники девочек, Ксану Лесовую из конца 20 века и Ксеню Лёвшину из конца 19. Я узнала подробности из их жизни и полюбовалась на прекрасно прописанные приметы времен. Но так до сих пор и не уверена, насколько эта история художественная, а насколько биографическая. Хотя история с маньяком склоняет весы в сторону придумки. С другой стороны К.К. Матвеев, профессор свердловского… Развернуть 

Оценка ALEKSA_KOL:  5  
Книга задела меня за душу.

Прочитала я эту потрясающую книгу. Не знаю как так у Анны Матвеевой получается, но ее манера написания и загадочные, немного грустные истории меня цепляют.

Книга о Ксане, о ее не очень счастливой жизни, о пересечениях судеб, о том, как люди порой влияют друг на друга, не подозревая об этом.
Ксана всю жизнь читает дневники одной женщины Ксении, которая давно уже умерла. Но тем ни менее, Ксения через эти дневники влияет на решения и жизнь Ксаны.

Книга очень глубокая, грустная, добрая и человечная.
Книга о настоящих людях, о таких, какими мы на самом деле являемся. О неидеальных и жаждущих понимания. О нас с Вами!

Книгу обязательно советую к прочтению! И буду читать и дальше Анну Матвееву.

Оценка Klik:  3.5  


Эпоха за эпохой сложились в большую история. Однозначно могу сказать, что я не испытала восторга от книги - монотонно, долго, полунамеками и полутонами раскрывалась история. Из дневников героинь - Ксеничка и Ксаны выросла история, вполне жизненная, плавная и текучая. Но мне не хватало движения, героини как сонные мухи - понятно, что некоторые жизненные обстоятельства исправить трудно, но я читала и не верила в такую беспросветность.
Героиня № 1 - Ксеничка - рождена в обедневшей семье, которая продолжает носится со своим дворянским сословием. На рубеже веков, а чуть позже - в начале жизни советского государства - это оказалось никому не нужно. Но Ксеничка живет своими идеалами - любовь и жизнь фактически идет под откос. Муж - не муж, дети рождаются один за одним (в итоге я запуталась в… Развернуть 

Оценка memory_cell:  5  
Жили – были девочки

В городе Полтаве в конце 19–го века жила - была девочка.
Звали её Ксеничка Лёвшина.
Девочка вела дневник, которому поверяла все – от истории своей семьи (потомки славного дворянского рода) до крупных девчачьих горестей (нос большой и некрасивый).
Дневник, начатый в детстве, Ксеничка, Ксения, Ксения Михайловна вела всю жизнь, то бросая, то снова записывая то, что рассказать и выплакать ей было некому.

Вторая девочка жила - была в городе Свердловске, на дворе был конец века 20-го.
Звали девочку Ксана Лесовая. Она тоже вела дневник. А ещё в старом «крапивном» мешке она нашла стопку тетрадей, которые оказались дневниками той, первой, Ксении - Ксенички Лёвшиной.
Через сто лет протянулась тонкая ниточка и связала двух Ксений.

И вот на дворе уже 21-й век.
Давно нет в живых Ксении Лёвшиной, а… Развернуть 

Оценка orlangurus:  4  
"Писано мнихом Спиридоном Вержавским, летописцем Ростислава Мстиславича, и на пиру мною спето."

Были ли когда-нибудь на земле времена тихие, благостные? Чем дольше живёшь на свете, чем больше книг прочёл, чем больше историй наслушаешься, тем крепче убеждение, что люди всегда найдут повод...

История мальчика Спиридона, прозвищем Сычонок, из маленького городка где-то под Смоленском - ещё один кирпичик в стену уверенности: спокойные времена сказка, забобона. Новая вера пришла на Русь, и часть людей уже приняли её всей душой, а другие неистово держатся старых богов.

Странную веру на Русь принесли греки. К чему, ежели жить по такой вере не мочно? А по вере Хорта и Мухояра – живи. Та вера не прещала ни драться, ни побивать вусмерть. А по этой – не леть. А все одно грызут друг другу живот. И у того хрест, и у этого. Речь едина. А – грызут.

Но Спиридон, который в своих странствиях приобрёл… Развернуть 

Оценка Iren-hell:  4  
Какое-то очень гнетущее состояние

Толи от самих рассказов, толи от ситуации, происходящей в то время, когда пишется эта рецензия, толи от наложения одного на другое.

Сама книга, как сборник рассказов, очень остро вскрывает определенные проблемы и далеко не только личностного характера. Нежелание, невозможность, неблагодарность, неумение, неспособность и это только маленькая часть того, что приходит сейчас на ум. Только все эти слова относятся ни в коем разе не к писателю, и конечно не к самой книге, а скорее к ситуациям, к тем моментам, тем аспектам и тем историям, которые описаны в ней.

Так, например рассказ «Очнулся» повествует нам о мужчине, который раз в год в отпуск навещает своих родителей в деревне и отдыхает там и телом, и душой, занимаясь своим скажем так любимым хобби. Только вот никак, уже достаточно взрослый… Развернуть 

Оценка chalinet:  5  
Роман с дневником.

Это моя первая книга Анны Матвеевой и, надеюсь, не последняя. Автор уже состоявшаяся писательница, но знакомство наше всё откладывалось.
Две основные героини – 2 девочки в 10 лет. Они разделены в сотню лет и тысячи километров. Конец XIX и XX веков. Российская империя и Советский союз.
Девочка Ксения находит мешок с дневниками другой девочки, тёзки, родившейся за 90 лет до неё. Она понимает, что это её бабушка. На фоне происходящих вокруг событий, эта девочка в дневниках становится самой близкой её подругой.
Посвящение книги и дневник XIX века сразу наводят на мысль, что это желание автора рассказать свою родословную.
Разница в 90 лет. Как так? Речь всё-таки о прабабушке? По ходу романа этот вопрос прояснится.
Как девочки любят копаться в своих финтифлюшках, фенечках и т.п., так и здесь в… Развернуть 

Оценка Ravenclaw:  5  
Единственное исключение дневники..Их сразу пишут набело.

Анна Матвеева очень значимый автор в современной русской литературе. Ее произведения известны многим читателям.Это и замечательные романы и увлекательные сборники рассказов.
"Каждые сто лет"-роман эпистолярного жанра, построенный на дневниковых записях двух девушек Ксенички и Ксаны, разделённых целой сотней лет. Немало, скажете Вы, -да и немного,-отвечу вам Я.
Композиционно роман непростой, во многом из-за нескольких временных линий, действия в которых переплетаются и перекликаются.
Первая героиня Ксеничка родилась в конце XIX века в западной части Российской империи, особа романтичная, полностью растворившаяся в муже, с которым прожила много лет и семерых ребятишках. Современная ее тёзка Ксана родилась в конце 70-х годов XX века в Свердловске, личной жизни у нее почти что и нет,… Развернуть 

Оценка OlesyaSG:  4.5  
Чтение личных дневников - как сорвать запретный плод

Чтение личных дневников - как сорвать запретный плод - и хочется ,и колется, но ведь так интересно!

История жизни двух девочек-девушек-женщин с размахом в 100 лет. История, политика, войны... всё пришло и ушло, а личные драмы всегда были и будут и с годами они не меняются.

Такие две интересные жизни. Трудные, необычные... а иногда самые обыденные проблемы еще больше сближают с героинями дневника-романа.

Именно описания героев мало. Их автор отдала на откуп читателю - пусть каждый додумает, нафантазирует сам.
Из книги: девочки некрасивые , а мужики - все или через одного - просто свинтусы.

80-е г.г. и наше время мне было интереснее читать. Может, потому что ближе, понятнее, пережитое-прожитое самой время.

Сначала путала и раздражала эта чехарда в датах и дневниках, но потом втянулась и уже… Развернуть 

Оценка chalinet:  4.5  
Забубона.

Олег Ермаков – не новичок в литературе, прошедший афган. Родиной его является Смоленщина, и именно там происходит действие этого романа.
Родник Олафа – прекрасное название, ведь олаф – это дар, награда. Действие происходит примерно в 1138 году. Что об этом времени знает читатель? Верно – ничего. Что об этом знает автор – вопрос открытый.
Что первым делом обращает на себя внимание читателя – язык повествования. Все, считающие себя филологами Древней Руси, не преминули, мягко говоря, попачкать этот текст в глазах других. А дело всего на всего в том, что никто из нас там не был. Потому язык тех времён для нас пока вещь практически недоступная. Автор сделал сильную попытку внести в разговорную речь и мысли героев стиль и слова того времени, как он это увидел.
В результате мы имеем погружение… Развернуть 

Оценка AleksandrMaletov:  4  
Свердловская достоевщина в виде дневника

Классическая трагедия в лицах, где есть густые и насыщенные потери от жертв и маньяков до неудачных суицидов. Вспомнилась строчка из когда-то известной песни: «Здесь даже солнца не видно». Стиль повествования публицистический за счёт превалирования записей из дневников над рассказом от лиц персонажей. Где-то попалась рецензия, в которой писали о сложности восприятия, не соглашусь, довольно просто воспринимать «прыжки во времени». Мораль романа такова - у всех семей есть свои истории, большие или маленькие, радостные или трагичные, которые хочется помнить или, наоборот, забыть. Яркими пятнами в романе выделяются потрясения, остальное - белый шум. Прочитал из интереса к премии Большая Книга, и вновь не был удовлетворен. 


Развернуть 
Оценка Prosto_Elena:  5  
Ты — единственный автор всего, что с тобой происходит.

Очень приятное чтение. Мой любимый жанр - семейная история.

Судьбы двух милых девушек переплетаются сквозь столетие. Казалось бы, эпохи разные, но героини страдают, влюбляются, сгорают и возрождаются вновь, невзирая на толщу лет.

Всё старо, как мир, ничего не меняется. Трагедии уносят дорогих и близких за горизонт жизни, надежды разбиваются вдребезги. Души героинь искромсаны жестоким лезвием бытия, но они как птица Феникс поднимаются из пепла, живут дальше с надеждой на лучшее. Самое главное для этих нежных созданий - найти себя в рутине бытовых невзгод и бед. Самое главное - не изменить себе.

Советую тем, кто любит семейные саги.

Оценка Agnes_Nutter:  4  
А что, так можно было?

Сборник рассказов в лучших традициях моего любимого писателя Сенчина. Ну, разве что проститутку никто не снимал... вроде бы. А так Россия, люди, диалоги.
От рассказа "Петля" у меня челюсть упала на кухонный стол, за которым я и читала эту книгу. Захотелось спросить у автора: "Что, так можно было?" Менее аполитичный человек быстрее бы меня понял, кто стал прототипом главного героя, до меня же дошло к концу рассказа. История про то, как журналиста в Киеве сначала убили, а потом оказалось, что не убили - почему-то не прошла мимо меня.
Мне интересно, Сенчин лично знаком с Аркадием Бабченко, которому он в рассказе имя-то почти не изменил - или знает его только по статьям и выступлением по телевизору? Насколько я могу судить по Википедии, биографию автор передает очень точно. Да даже дату… Развернуть 

Оценка Prosto_Elena:  5  
Язык блудлив яко коза. Олег Ермаков

Книга своеобразная, написана заковыристым языком в стилистике Древней Руси.  Немой мальчик Спиридон пытается исполнить своё самоё заветное желание - обрести голос. Ему приходится преодолевать испытания и лишения, но наш герой упрямо движется к цели. В целом,  чтение занимательное и в плане языка, и в плане изображения жизни наших далёких предков, чувствуется перекличка с "Лавром" Водолазкина.

Оценка Arlin_:  4  
Две жизни под одной обложкой
тексты можно редактировать вечно. Единственное исключение – дневники, их сразу пишут набело. В литературе можно скрывать подробности и скрываться самому. В дневнике ты всегда голый, как на приёме у врача

Под обложкой романа Анны Матвеевой – две обнажённые судьбы. Сравнивай события, сопоставляй маршруты, ищи сходства и различия в историях двух женщин, разделённых столетней пропастью и соединённых одной душой на двоих. Меняются декорации, пролетают годы, а она – Ксана, Ксеничка, Ксюха – продолжает жить, раскрываясь не только в потомках по крови, но и в единомышленниках.

Да, это истории двух разных женщин, частично основанные на реальных событиях, как сообщает автор в послесловии. Но возникшая в начале книги связь между двумя девчонками из разных эпох не отпускает до последней страницы,… Развернуть 

Рецензия экспертаЭксперт Лайвлиба и околовсяческих наук
Дополнительные действия
Оценка HaycockButternuts:  5  
О пользе чтения дневников

Очень, знаете ли, увлекательное это занятие читать старые дневники Конечно. может возникнуть вопрос этично ли это? Но проблема отпадает сама по себе, если хозяин лично передал свои записи. Пускай и опосредованно.
В нашем случае все произошло случайно. Но случай оказался счастливым.
Анна Матвеева выбрала для своего романа весьма оригинальную композицию. Дневники собственной бабушки она как бы передоверила пересказать вымышленному персонажу, а себя ввела в книгу лишь в конце и то фрагментарно, вторым планом.
Параллельно идет рассказ о жизни нашей современницы, той самой Ксении Лесовой которая читает дневник своей тезки, Ксении Лёвшиной. Можно согласиться, что это два портрета на фона эпох с разницей в сто лет. Но скорее все-таки это повседневные хроники семейных жизней, в которых… Развернуть 

Оценка Eeekaterina89:  4  
Есть только миг, между прошлым и будущим.

Большую прозу Матвеевой я как-то обходила стороной, хотя есть в хотелках не одна написанная автором книга, да и выход сериал «Перевал Дятлова» увеличил количество читателей и заинтересованность автором однозначно. Но я иду своими окольными путями и совершенно случайно, наткнувшись посреди переулка на лоток с книгами, купила сборник рассказов, помню мне тогда очень название понравилось «Горожане». Думала в книге будет что-то про каменные джунгли и одиночество среди высоток, а оказалось все куда интереснее. Под обложкой объединились истории, так или иначе связанные с Екатеринбургом, глазами неординарных людей разных эпох. Больше года назад прочитан сборник, а я до сих пор помню про культ пластинок, про снос Ипатьевского дома и несчастного его владельца, про группу Песняры, про Ройзмана,… Развернуть 

Оценка nad1204:  5  

Первый роман Анны Матвеевой, который читала с огромным удовольствием. Ну очень понравился!
Две девочки-девушки-женщины, две Ксении, разделенные временем. У каждой из них своя судьба, своя история, но то, что Ксеничка-первая повлияла на жизнь второй Ксюши — бесспорно.
Все началось с дневников, которые любопытная девятилетняя девочка нашла в своей квартире. Решив, что это записки её бабушки, в честь которой её и назвали, Ксюша берется за чтение и буквально влюбляется в ту, которая жила почти сто лет назад.
И оказалось, что две Ксюши очень похожи: обе страдают от своей "некрасивости", обе имеют склонности к изучению языков, обе окружены людьми, но по сути одиноки.
Мне роман показался очень печальным. К сожалению, ни одна, ни вторая Ксения так и не испытали женского счастья. А вот трудностей… Развернуть 

Оценка Olga_Nebel:  3.5  
Добросовестно написанное произведение

Есть книги шедевральные, а есть хорошо, мастерски сделанные.

Я так чувствую.

Когда писатель обладает гением в сочетании с мастерством, в книгу вселяется особый дух, она становится цельной. В ней могут быть места, которые вызывают негативные чувства, конечно, но что касается стилистики, построения сюжета, завладения читательским вниманием и так далее она не приводит к внутреннему раздраю вроде "вот это глава ок, а тут зудит что-то непонятное, а тут затянуто, а тут слабовато". Когда я читаю цельную книгу, я в нее погружаюсь с первых страниц и выныриваю после. Метафоры и прочие языковые приемы оказывают на меня нужный эффект, я вижу, слышу, чувствую запахи и живу вместе с персонажами; я не оцениваю мастерство автора отстраненно, я как будто вся целиком, с потрохами,  внутри истории и только… Развернуть 

Оценка JessHanderson:  5  
Принцесса спит сто лет, сто лет, а храбреца все нет и нет... И если рыцарь не найдется - принцесса так и не проснется

5 из 5 // 10 из 10⭐

Именно за такие книги я люблю клуб "Книжный бункер". Из всех заседаний, это мой новый фаворит. А еще это роман, напомнивший, за что можно любить русскоязычную литературу.

Этот роман очень тяжело читать по нормам. Ныряешь в текст и все, время исчезает и остается только история двух женщин. Двух из миллионов. Двух обычных серых мышек, на которых и строится история империй. Почему эти женщины интересны, если я назвала их "серыми мышками"? Они прекрасны. Через их историю нам показывают историю одного государства с разницей всего-то в сто лет. Целый век между Ксаной и Ксенечкой. Целый век между революцией и развалом СССР. Целый век между тем, как женщины вынуждены бороться за самые базовые теперь права и тем, как женщина тащит на себе тонну обязанностей.

На заседании была… Развернуть 

Оценка Lika_Veresk:  5  
«Жизненные рифмы»

Десятилетняя Ксеничка Лёвшина начинает вести свой дневник в 1893 году в Полтаве, а ее тёзка и ровесница Ксана Лесовая – в 1980-м в Свердловске, который спустя годы станет Екатеринбургом. Примется записывать свои переживания и впечатления во многом благодаря примеру девочки из конца XIX века. И, как и она, многие годы будет продолжать писать историю своей жизни.

Как же интересно, должно быть, читать пожелтевшие от времени страницы чужих дневников! За их строками встают судьбы неизвестных тебе людей, их чувства, мысли, события жизни. И вдвойне интересно, если это дневники родственников.

Однако Ксения Михайловна Лёвшина оказалась не родственницей Ксане Лесовой, вовсе не бабушкой, как та опрометчиво полагала. Тем удивительнее совпадения и «рифмы» в их судьбах: семейные трагедии, горькие… Развернуть 

Оценка GlebKoch:  4.5  

Приятный сюрприз. И вновь открытие. Такое ощущение, что автор ставит литературные эксперименты и удачные. После его военных произведений, "Песни Тунгуса" и "Радуга и Вереск", казалось, что Олег Ермаков пойдет по одному из уже проторенных путей, но сделал он по-своему, взял и написал такую "как-бы летопись". Путешествие и приключения немого мальчика Спиридона по лесам средневековой Руси. Что за время - непонятно, но тут и монахи и язычники у героя на пути, так что скорее всего век 11-12, думаю. Но серия называется Неисторический Роман, так что гадать бессмысленно, раз неважно, в какой период истории происходит.
Отличное чтение, мне нравятся такие эксперименты с языком и стилем. Не у всех они удачны, но тут нет сомнений, писателю удалось. Недаром книга была обласкана критиками и… Развернуть 

1 2 3 4 5 ...